Одной из самых резонансных тем недели в армянских СМИ и соцсетях стала информация о внешнем долге Армении. В частности, обвинение известного оппозиционного ресурса 1in.am в адрес действующего премьер-министра Карена Карапетяна, что он стал “самым дорогим” главой правительства.
Перевалить за 60% ВВП
К самой статье 1in.am есть определенные претензии: Карен Карапетян по количеству набранных долгов существенно уступает Тиграну Саркисяну (да и премьером он стал лишь осенью 2016 года). К тому же лишь вскользь упоминается насколько вырос госдолг Армении за годы президентства Сержа Саргсяна – ведь в любом случае, насколько бы не вырос госдолг при Тигране Саркисяне, Овике Абрамяне или Карене Карапетяне, они являлись премьерами именно при нем.
Однако главное другое – статья приковала внимание к важной проблеме, которая оказывает и будет оказывать еще большее влияние на жизнь граждан Армении и политику армянских властей. Так, только в январе только в январе этого года госдолг Армении увеличился на 123,5 млн долларов США, составив 6,898 млрд долларов.
При этом министр финансов Вардан Арамян уже сообщил, что в этом году армянские власти планируют взять новых кредитов на сумму около 360 млн долларов, в результате чего госдолг Армении перевалит в 2018-м за 7 миллиардов.
И, неслучайно, в декабре прошлого года правительство инициировало поправки в закон “О государственном долге”, согласно которому запрещается брать новые кредиты, если в результате этого долг правительства превысит 60% от ВВП, а все те сделки, вследствие которых долг превысит этот порог, должны считаться недействительными. И принятый в первом чтении законопроект (несмотря на жесткую критику со стороны оппозиции) хотя и не предусматривает повышение 60% порога, однако снимает ограничение на его превышение – просто в случае взятия нового кредита правительство должно представить специальную программу, как в дальнейшем оно намерено снизить долговое бремя и держать его в допустимых пределах. А новые кредиты должны расходоваться лишь на программы, которые будут способствовать экономическому росту.
“Если (госдолг больше) 60%, ты не можешь взять новый кредит или все они становятся недействительными. Это довольно жесткие механизмы, и жизнь показывает, что страны одна за другой вместо установки правил касательно дефицита, устанавливают правила в основном относительно расходной политики, что мы также сделали”,- заявил представлявший законопроект министр финансов Вардан Арамян.
При этом надо отметить, что еще в 2015 году правительство Армении внесло изменения в данный закон, которым на время ему удалось обойти ограничение в 60% ВВП: если ранее ограничения распространялись на весь госдолг (сумма долгов правительства и Центробанка), то после он начал распространяться лишь на долг правительства.
Долговая нагрузка
Следует также отметить, что в ближайшие годы резко возрастет нагрузка на госбюджет по части выплаты внешнего долга. Если в 2018-2019 годах Армения должна будет ежегодно выплачивать порядка 300-350 млн долларов, то уже в 2020-м (по нынешним расчетам) республика должна выплатить 736 млн.
И, как сообщил министр финансов, у правительства есть минимум четыре сценария решения данной проблемы, в частности, вновь прибегнуть к внешним заимствованиям: взять новый долг для закрытия текущего, в результате чего можно будет выиграть время и отложить погашение всего долга.
А пока правительство ищет внутренние резервы, и, как считают многие эксперты, именно проблема выплаты внешнего долга побудила власти пойти на изменения в налоговом законодательстве, результатом чего стало существенное подорожание бензина, дизельного топлива и газа для заправки автомобилей.
При этом представители властей подчеркивают, что не считают правильным снижение цен и поддержку социально необеспеченных слоев населения посредством изменения Налогового кодекса. И что в мире нет такой практики. “У нас есть обязательства по финансированию социальных программ, выплате зарплат и т. д. Естественно, все это должно финансироваться из стабильных источников. Если мы постоянно будем идти на послабления, возникает вопрос: откуда будут финансироваться эти наши обязательства? Мы несколько раз в ходе наших с вами обсуждений говорили, что не поощряем подход, когда текущие расходы покрываются за счет долга”,- заявил в парламенте министр финансов.
Экспертный взгляд
“Ситуация с госдолгом в последние годы становится все более проблемной. Суть этих проблем в том, что сейчас у нас по госдолгу большие ежегодные выплаты, что вынуждает постоянно брать новые долги. Проблемность ситуации не в том, что она критична - это все еще не так, и соотношение внешнего долга к ВВП пока еще не достигло 60%,. Однако надо учитывать, что почти целиком он был набран за последние 10 лет. Сейчас есть серьезная необходимость разворачивать эту тенденцию, реализовывать антикризисный менеджмент. Одна из главных целей правительства Карена Карапетяна состоит именно в этом”, - заявил Пресс-клубу “Содружество” политолог, научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.
По его словам, во многом налогово-бюджетная политика, которая подвергается критике, вызвана именно этим. “Государство косвенно де-факто дотировало бензин, поскольку налоги были чисто символическими, а также поддерживало социальные расходы на более высоком, чем способно обеспечить, уровне. Госзакупки были тоже не всегда обоснованы. Я считаю, что все это надо было делать давно. Если эта политика будет успешной, возможно, через несколько лет мы получим эффект в виде существенно выросшей экономики, которая будет в состоянии и выплачивать долги, как минимум, не допуская их увеличения в абсолютных цифрах, и обеспечивать некоторый уровень социальных выплат”,- отметил он.
P.S. Изменения политической системе Армении и ситуация с внешним долгом (и связанные с ним жесткие действия правительства для решения этой проблемы) могут довольно негативно сказаться на имидже Сержа Саргсяна, который, судя по всему, в апреле сменит президентское кресло на премьерское. И если при президентской форме правления все беды в социально-экономической сфере можно свалить на премьер-министра, то отныне он будет нести прямую ответственность за экономику и долги.
А показатели Сержа Саргсяна в этом вопросе плачевные: если в 2008 году, когда он занял президентский пост, госдолг Армении составлял 1,6 млрд долларов, то сейчас он достиг 7 миллиардов.
Недовольство общественности властями увеличивает и неэффективное расходование ими кредитных средств. В СМИ регулярно появляется информация о различных коррупционных скандалах и растратах. И в этой связи особо “прославилось” строительство автомагистрали “Север-Юг”, реализация которого идет за счет кредитных средств.