В последние дни в прессе активно муссируется информация о возможном заключении таможенного союза между Турцией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). При этом для заключения подобного соглашения есть два препятствия: уже действующий таможенный союз между Турцией и Европейским союзом и сложные отношения Турции с одним из членов ЕАЭС — Арменией. Анкара, как известно, в знак поддержки Баку в карабахском конфликте отказывается от восстановления дипотношений с Ереваном и осуществляет блокаду Армении.
Таможенный союз Турции и ЕС
Таможенный союз Турции и Европейского союза действует с 1995 года, и надо отметить, что Турция является единственной страной, которая, не являясь членом ЕС, сотрудничает с ним в подобном формате.
При этом Турция «по умолчанию» соглашалась на все договора между ЕС и любой страной вне ЕС, а сама обязалась не заключать никаких договоров с какой-либо страной, не входящей в ЕС, без ведома Брюсселя. А в настоящее время Турция добивается пересмотра условий таможенного союза с ЕС, согласно которым Анкара должна открыть свои рынки для третьих стран, которые заключат соглашение о свободной торговле с ЕС. В то же время турецкие товары не смогут выходить беспошлинно на рынки третьих стран, так как Турция не является членом ЕС.
Именно поэтому министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр заявил в свое время, что республика может выйти из таможенного союза с ЕС, если не будут учтены турецкие экономические интересы при подписании соглашения между США и ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве.
И естественно Турция пытается улучшить условия этого договора. «Мы предложили Кабинету министров Турции четыре варианта обновления соглашения. Одна из альтернатив — преобразование соглашения во всеобъемлющее соглашение о свободной торговле. Мы рассматриваем все 4 варианта. Но второй вариант, в котором полностью меняются условия Таможенного союза, включая пункты по сельскому хозяйству, услугам и госзакупкам, мне кажется наиболее выгодным и для ЕС, и для Турции. При этом все варианты включают участие Анкары в принятии решений и ее автоматическое подключение к соглашениям о свободном торговле, подписанным между ЕС и третьими странами», — сообщил в декабре прошлого года министр экономики Турции Нихат Зейбекчи, представляя на заседании правительства последние договоренности по соглашению о Таможенном союзе между Турцией и ЕС.
Однако, к и так существующим сложностям в экономической сфере добавилось и резкое ухудшение отношений между Турцией и странами Евросоюзом, в частности Германией. И канцлер Германии Ангела Меркель уже успела прокомментировать вопрос обновления соглашения по таможенному союзу: «В любом случае в настоящее время мы не будем расширять таможенный союз с Турцией. Не может быть и речи об углублении».
Шантаж ЕС и закрытая граница с Арменией
И сразу после этих слов Меркель последовало заявление Зейбекчи о том, что Турция планирует подписать таможенное соглашение с ЕАЭС. На что последовал комментарий армянской стороны в лице замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна: «абсурдно то, что о присоединении к таможенной территории ЕАЭС говорит Турция, которая в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу — единственную сухопутную границу между Турцией и таможенной территорией ЕАЭС».
В этой связи директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, тюрколог Рубен Сафрастян считает, что Турция пока не намерена создавать какой-то Таможенный союз с ЕАЭС, так как европейский вектор турецкий внешней политики — стремление стать членом ЕС, пока никто в Турции не отменял.
«Фактически да, этот процесс приостановлен, сейчас идет сильное давление на Турцию в связи с выходками Эрдогана, но все же Турция пока что не проявляла каких-то реальных намерений свернуть с курса европейской интеграции. Я думаю то что сейчас делает Турция — единичные заявления министра экономики, и все. Я думаю это все рассчитано на дешевый шантаж западноевропейцев, в частности немцев — если вы нас не принимаете в Европейский союз, мы пойдем другим путем. Все это надо пока рассматривать в этом контексте. Во всяком случае, пока нет каких-то реальных оснований считать, что это сигнал, что Турция принципиально меняет свой внешнеполитический курс», — заявил Сафрастян EADaily.
Он добавил, что все заявления о возможности Таможенного союза Турции с ЕС не имеют под собой серьезных оснований, потому что вся логика внешней политики Анкары последних десятилетий показывает, что Турция не имеет никаких намерений войти в Евразийский союз или в торгово-экономический союз с Россией.
Сафрастян также прокомментировал возможность открытия армяно-турецкой границы в контексте российско-турецкого сближения. По его словам, Россия не имеет возможностей оказывать какое-либо серьезное давление на Турцию в целом, и в частности в вопросе открытия армяно-турецкой границы.
«Я считаю, что российско-турецкое сближение не надо переоценивать. Во-первых, цена С-400 еще не согласована, и вся эта сделка может не стояться, что вполне вероятно. А во-вторых сотрудничество России и Турции в сирийском вопросе — это чисто тактические маневры, элементы, а о стратегическом сотрудничестве России и Турции говорить не приходится», — отметил он.
По мнению эксперта, на Турцию в вопросе открытия границы более или менее могут оказать давление Соединенные Штаты. «Но я думаю, они за это дело серьезно ещё не взялись и вряд ли возьмутся в ближайшем будущем», — заметил Сафрастян.
Политика «за спиной» экономических процессов
Позицию российской стороны по вопросу возможного Таможенного союза Турции с ЕАЭС представил EADaily программный директор РСМД Иван Тимофеев. По его словам, даже если это серьезная инициатива (со стороны Турции), то движение по этому пути займет очень долгое время. «Потом есть большое число факторов, которые будут препятствовать этому. Во-первых, это вопрос чисто экономический — конкуренция. Странам ЕАЭС придется очень длительный процесс согласования пройти. Все же экономика Турции достаточно диверсифицирована, и это будет означать очень серьезную конкуренцию со стороны турецкого производителя. То есть параметры такого соглашения, если по нему и будет какое-то продвижение, потребуют очень большой работы», — сказал он.
Эксперт также особо отметил политические факторы и политические риски в отношениях с Турцией. «Все-таки партнер не очень простой в политическом плане. Мы все помним недавние сложности в отношениях с Россией, сложности в отношениях с Арменией. В общем, тут большой набор политических факторов, который все же косвенно будет влиять», — заметил Тимофеев.
Что касается вопроса закрытой Анкарой границы с Арменией, то эксперт отметил, что это прежде всего политический вопрос, а в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) традиционно избегают ставить вопросы в политической плоскости, делая акцент полностью на экономике. «Но политические факторы будут довлеть. Тут, как я уже сказал, и армяно-турецкие отношения, и российско-турецкие отношения тоже очень непростые. Все это будет стоять за спиной экономических процессов, и будет им конечно мешать», — сказал он.
Тимофеев также подчеркнул, что фактор Армении и ее интересы, безусловно, будут учитываться в этом вопросе. «Конечно, ничего плохого в экономическом сотрудничестве с Турцией нет, необходимо его развивать. И если будет экономическое сотрудничество ЕАЭС с Турцией, то это будет позитивно. Другое дело, что нужно, во-первых учитывать интересы всех членов, а во-вторых, понимать роль политических факторов. Ведь вопрос не только в Армении, вопрос и в России ив российско-турецких отношениях. Это тоже довольно сложный комплекс проблем», — заметил он.
Цифры вместо послесловия
Что касается экономических приоритетов Турции, важности для нее тех или иных торгово-экономических партнеров, то об этом лучше всего скажут сухие цифры статистики. О том, к таможенному союзу с каким экономическим блоком будет стремиться Турция.
Товарооборот между Турцией и ЕС по итогам 2016 года составил 145,864 млрд. долларов, что на 2,2% больше показателей 2015 года. А вот торговля со странами ЕАЭС по итогам 2016 года составила 18,6 млрд. долларов, из которых 15,84 млрд. долларов — это товарооборот с Россией (спад на 32,1%).