Вчера сбойнул Telegram. Я не придал этому значения, поскольку не так уж активно им пользуюсь — ЖЖ достаточно. Но, оказывается, сбой был замечен пользователями всего мира. О чем написали многие газеты.

Возможно, отключение на некоторое время мессенджера спасло несколько жизней.

Спецслужбы выяснили, что бывший французский гражданин, 29-летний Рашид Кассим находится на территории, подконтрольной ИГИЛ. Именно он координировал действия террористов, причастных к трем терактам во Франции.


Хорошо известно, что Павел Дуров отказывается взаимодействовать со спецслужбами. «Еще ни одно правительство или спецслужба в мире не получили ни бита информации от нас. Так будет всегда», — объявил созданный им Telegram. На мой взгляд, такое заявление смахивает на гарантию исламистам не раскрывать их кровавых замыслов.

Сами спецслужбы не считают, что такое положение продлится вечно. Причем, не только наши, хотя наши власти традиционно обвиняют в попытке заглянуть под одеяло честным людям и проследить, чем они там занимаются. Законопроект Об информации, информационных технологиях и о защите информации, согласно которому будет запрещена анонимность в мессенджерах и вводится обязательная идентификация пользователя оператором связи уже назвали атакой на свободу слова.

Как обычно, ставится знак равенства между демократическими завоеваниями и элементарными нормами безопасности. Не сомневаюсь, что если бы в Европе в последнее время регулярно не происходили теракты с десятками жертв, Россию уже обвиняли бы в нарушении прав человека в связи с этим законопроектом.

Но сегодня коллективному Западу самому стало страшно. Поэтому о российском законопроекте, запрещающем анонимность в мессенджерах, никаких возмущенных криков пока вроде бы не доносится.

Скорее, наоборот. Генеральный директор Главного управления внутренней разведки Франции Патрик Кальвар утверждает, что Telegram является основной площадкой для общения террористов по всему миру. Желание французов склонить Павла Дурова к сотрудничеству объяснимо. Telegram, благодаря упрямству владельца, стал основным средством коммуникации в ИГИЛ. Через этот мессенджер вербуются новые террористы и координируются действия подготовленных шахидов в разных странах.

Выступая на Всемирном антитеррористическом конгрессе в Лондоне, директор Европола Роб Уайнрайт отметил, что крупнейшие мировые интернет-провайдеры помогают спецслужбам и тщательно отслеживают любой экстремистский контент. «Но есть и те, кто с нами не сотрудничает. Например, мессенджер Telegram, создающий для нас большие проблемы», — заявил полицейский чиновник. Хоть мессенджер Павла Дурова и идет на контакт, его вклад в антитеррористическую борьбу минимален, в отличие от Facebook, Twitter и других компаний, сказал он.

Россия, стремящаяся обезопасить себя от террористов, к счастью, не одинока. Правительство Великобритании планирует издать постановление, которое обяжет такие мессенджеры, как Telegram и WhatsApp сделать бреши в шифровании электронной переписки. Daily Mirror опубликовала выдержку из документа: компании будут обязаны «предоставлять возможность раскрывать, где необходимо, содержание переписки в разборчивой форме, а также снимать электронную защиту или позволить компетентному лицу сделать это».

Профессиональный вербовщик Рашид Кассим (на фото) стал известен широкой публике в конце июля прошлого года, появившись в видеоролике ИГИЛ, прославляющем теракт в Ницце в День взятия Бастилии. Напомню, грузовиком были раздавлены 86 человек. На видео Кассим разражается гневной тирадой в адрес Франции, после чего отрубает голову пленному.

Связь со своими подопечными он держал, в основном, при помощи Telegram. Не боясь разоблачить ни себя, ни выращенных им джихадистов.

Павел Дуров однажды сказал, что не чувствует свою вину из-за того, что его мессенджером пользуются террористы, перед тем как убить людей. А я думаю, все-таки чувствует. Хотя и находит для себя кучу всяких оправданий.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.