Турецкий референдум завершен: поправки конституции приняты народом. В ноябре 2019 года, в день, когда выберут очередного президента и парламент, они вступят в силу. Это значит, что Реджеп Тайип Эрдоган обеспечил себе президентское кресло до 2029 года. Если, конечно, он еще что-нибудь не придумает.
Эрдоган-победитель. Фото Associated Press.
Безусловно, Эрдоган победил. Но даже судя по официальным данным, неубедительно: полстраны возврата в Османскую империю не желает. Весь вопрос, насколько остро переживает проигравшая половина свое поражение и готова ли смириться с появлением на троне султана Реджепа Первого. Годы, прошедшие после Ататюрка, не прошли зря — в Турции выросло уже несколько поколений сторонников светской республики. Но и консерваторы за это время никуда не делись. Однако впервые они победили.
Пожалуй, с новой Турцией иметь дело будет непросто. Не исключено, что именно исходя из этих стратегических соображений большая турецкая делегация, прибывшая в марте в Кремль, была встречена российским руководством довольно прохладно. Авторитаризм может не прирасти к этой свободолюбивой стране — ствол вертикали власти сделан из хрупкого, ненадежного материала.
Прошлым летом, сразу после подавления госпереворота, Эрдоган предпринял атаку на армию, которая всегда стояла на страже заветов Ататюрка и время от времени силой направляла страну в светское русло. Теперь кемалисты ослаблены репрессиями, более того, новый султан грозит восстановить смертную казнь.
Боюсь, референдум не успокоит страсти. Турцию ждут большие социальные потрясения, ушедшая в подполье оппозиция будет крепнуть и набирать силу. До следующих выборов Эрдогана полтора года, за это время напряжение в обществе вырастет многократно, и неизвестно, чем кончится будущий всетурецкий бунт.
А он, мне кажется, уже зреет. И прольются реки крови — Эрдоган без боя власть не отдаст.