В это воскресенье официально стартовала предвыборная кампания в Армении. Учитывая переход республики к парламентской форме правления, предстоящие выборы будут играть решающую роль в распределении власти в стране. Именно поэтому ведущие политические силы активизировались в предвыборный период, свидетельством чего стало формирование большого количества избирательных блоков.
Всего в ЦИК свои списки подали четыре блока: «Царукян», «Елк» (Исход), АНК-НПА (партии Армянский национальный конгресс и Народная партия Армении), «Оганян-Раффи-Осканян». Да и многие из пяти партий (правящая Республиканская партия Армении, «АРФ Дашнакцутюн», «Армянское возрождение», «Свободные демократы» и Коммунистическая партия Армении) помимо собственных кандидатов включили в свои списки также представителей других партий.
Страховка для властей
При этом надо заметить, что кроме пунктов, предусматривающих переход к парламентской республике, в конституции и избирательном законодательстве произошли, на первый взгляд, и другие существенные изменения. Так, власти все же согласились удовлетворить давнее требование оппозиции и перейти к полностью пропорциональной системе выборов в парламент.
А ведь именно благодаря депутатам-мажоритарщикам Республиканская партия Армении (РПА) обеспечивала себе уверенное большинство в парламенте. Так, на выборах 2012 г. РПА, набрав по пропорциональной системе 44,44% голосов, победила в 30 из 41 мажоритарных округов, благодаря чему получила 70 мандатов из 131.
Однако действующие власти нашли способ возмещения мандатов мажоритарщиков, введя в новое избирательное законодательство пункт о стабильном большинстве, согласно которому при отсутствии по итогам выборов у одной из партий или избирательного блока стабильного большинства в парламенте, проводится второй этап голосования среди политических партий, набравших максимальное число голосов. Победитель второго круга голосования получит бонусные мандаты, которые обеспечат ему стабильное большинство в парламенте.
Власть также придумала способ сохранить интерес к выборам у крупных предпринимателей и лидеров местных элит, которые ранее шли на выборы по мажоритарной системе, и, обеспечивая свою победу в округах, заодно гарантировали нужный результат и для пропорционального списка партии.
С этой целью территория республики была разделена на 13 избирательных округов (четыре из них в Ереване), и помимо общего списка каждая партия или блок представляет рейтинговый список по каждому округу.
Хотя каждая политическая сила получит места в парламенте в соответствии с числом набранных по пропорциональной системе голосов, распределение мандатов внутри партий по общегосударственному и рейтинговому спискам будет проходить по довольно запутанной системе.
Это дополнительный козырь для руководства РПА, в распоряжении которого в каждом округе есть несколько мощных кандидатов рейтингового списка.
К тому же, эта система позволила руководству РПА не включать в общегосударственный список бывших мажоритарщиков, многие из которых – довольно одиозные и скандальные фигуры.
Разборки внутри РПА
Пропорциональный список РПА вызвал ряд вопросов о процессах, идущих внутри правящей партии. Так, в списке не было фамилий ни лидера партии, президента Армении Сержа Саргсяна, ни первого зампреда РПА, премьер-министра Карена Карапетяна. И если К. Карапетяну мешал ценз оседлости (он не жил в Армении последние четыре года, как того требует закон), то отсутствие президента было призвано, по мнению экспертов, показать смену «правил игры».
Именно изменением правил игры и была обусловлена обида своим новым местом в партийной иерархии экс-премьера Овика Абрамяна. В результате он, один из самых влиятельных представителей партии, неоднократно возглавлявший ее избирательный штаб, покинул ряды РПА, а его сын – мэр Арташата Аргам Абрамян – решил идти на выборы в команде главного конкурента «республиканцев» – лидера Процветающей Армении Гагика Царукяна.
К слову, пропорциональный список РПА также показал, что позиции действующего премьер-министра К. Карапетяна внутри партии пока не так сильны, чем и обусловлено низкое представительство его людей в списке. Несмотря на это, главные надежды РПА на выборах связаны, помимо административного ресурса, именно с действующим главой правительства, имеющим положительный имидж в обществе, в отличие от старожилов РПА.
В поисках реальной оппозиции
В целом, текущая предвыборная кампания отличается отсутствием явного оппозиционного лидера, который бы рассматривался обществом в качестве главного конкурента действующих властей. На эту роль претендуют новоявленные оппозиционеры из числа олигархов и экс-министров, а традиционные оппозиционные лидеры или полностью дискредитированы и имеют мало шансов пробиться в состав будущего парламента (АНК), или пошли на довольно сомнительные сделки с людьми, долгое время занимавшими высшие посты во властных структурах («Наследие»).
При этом обращает на себя внимание факт, что большинство участвующих в выборах политических движений их коллеги из оппозиционного лагеря обвиняют в тесных связях с властью. И даже претендующий на роль нового оппозиционного лидера блок «Елк», объединивший самых ярких и перспективных оппозиционных лидеров нового поколения (Никол Пашинян, Эдмон Марукян), не избежал этих обвинений.
Что касается шансов «Елка» на будущих выборах, то, с одной стороны, блок будет бороться за голоса радикальной оппозиции с многолетним лидером этого спектра политического поля – АНК. А с другой, позиционируя себя как прозападная политическая сила, она будет привлекать голоса прозападного электората, конкурируя с партией «Свободные демократы».
Однако проблемы с преодолением необходимого барьера есть не только у традиционных оппозиционных сил, но и у партнеров РПА по правящей коалиции – АРФ Дашнакцутюн, а также у Армянского возрождения (прошедшая ребрендинг партия «Оринац еркир»), которое также долгие годы было коалиционным партнером РПА и не исключает сотрудничества с ней в будущем.
Борьба за «почетное второе место»
На данный момент, учитывая серьезные проблемы оппозиции, можно прогнозировать победу на предстоящих выборах правящей РПА, которой удастся осуществить сценарий, принесший ей осенью победу в традиционно голосующем за оппозицию втором городе Армении – Гюмри. Там «республиканцы», набрав всего 35% голосов, смогли получить большинство в Совете старейшин города благодаря распылению голосов протестного электората среди большого числа оппозиционных и псевдооппозиционных партий.
За прохождение в состав будущего парламента могут быть спокойны блок «Царукян» (главный фаворит в борьбе за почетное второе место), и, в некоторой степени, блок «Елк».
Практически нет шансов у Компартии, а также у Свободных демократов. АНК также вряд ли удастся преодолеть 7% избирательный барьер для блоков, учитывая общественное разочарование его бесплодной борьбой и ошибки, допущенные за последние годы руководством этого движения.
Намного больше шансов, чем у АНК, преодолеть 7% барьер у блока «Оганян-Раффи-Осканян», за которым многие видят фигуру экс-президента Роберта Кочаряна. А также у партий АРФ «Дашнакцутюн» и «Армянское возрождение», которым необходимо набрать всего 5%. Но на данный момент все эти три силы балансируют на грани прохождения избирательного барьера.