Совсем недавно завершился официальный визит премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Грузию. Глава армянского правительства провел переговоры со своим грузинским коллегой Гиоргием Квирикашвили, а также встретился с президентом Грузии Гиоргием Маргвелашвили и со Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым.
О том, какое большое значение армянские власти придают отношениям с Грузией свидетельствовал состав делегации, в которую вошли министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, сельского хозяйства Игнатий Аракелян, энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян, культуры Армен Амирян, здравоохранения Левон Алтунян и замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян.
Карапетян обсудил с грузинским руководством широкий спектр вопросов, в частности — сотрудничество двух стран в экономической сфере.
«Сегодня в двусторонних отношениях мы вышли на новый этап сотрудничества. Армяно-грузинское сотрудничество продолжает развиваться в атмосфере взаимного доверия, что является залогом дальнейшего развития и укрепления наших отношений. Наша делегация готова обстоятельно обсудить вопросы повестки дня экономического сотрудничества с точки зрения как двустороннего, так и регионального развития и мы попытаемся найти новые пути дальнейшей активизации сотрудничества», — заявил Карапетян на встрече с Квирикашвили.
В последний месяц активизировались разговоры о возможности открытия новых транспортных коридоров из Армении в Россию через Грузию, особое внимание общественности двух стран было уделено данному вопросу. Естественно, армянские и грузинские власти не могли обойти этот вопрос в своих переговорах, тем более, что постоянные проблемы на КПП Верхний Ларс из-за тяжелых погодных условий (регулярные лавины и сели) оказывают существенное влияние на экспорт армянских грузов в Россию.
Учитывая, что открытию новых транспортных коридоров мешают сложные политические отношения между Россией и Грузией из-за Абхазии и Южной Осетии, армянская сторона довольно осторожно комментирует этот вопрос. И не случайно на просьбу журналистов прокомментировать информацию о скором появлении новых транспортных коридоров глава Минтранса Ваан Мартиросян сказал «российско-грузинские отношения — весьма хрупкие, а потому не стоит говорить об этом громогласно».
Надо отметить, что по итогам прошедшей 7 февраля в Праге встречи спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД РФ Григория Карасина появилась довольно обнадеживающая для армянской стороны информация, что РФ и Грузия решили задействовать подписанное в 2011 году «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Договор дает возможность сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса двух республик, благодаря тому, что роль оператора таможенных пунктов будет играть швейцарская компания SGS.
И надо сказать, что премьер-министр Армении Карен Карапетян, впервые сообщивший о возможности появления альтернативных Верхнему Ларсу транспортных путей в Россию после своего январского визита в Москву, сообщил о достигнутых по этому вопросу договоренностей со своим грузинским коллегой.
«Если Вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу Вас заверить, что да, будет! Об остальном потом, пока я не раскрываю скобки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору», — заявил Карапетян в беседе с журналистами.
Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии государственного управления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян оценил визит главы армянского правительства позитивно. «Считаю, что он станет очередным шагом по углублению братских, равноправных и взаимовыгодных отношений между Арменией и Грузией. Визит также может стать своего рода катализатором в деле реализации как уже имеющихся региональных инфраструктурных и энергетических проектов, так и заложить основы для новых»,- заявил он Dalma News.
При этом эксперт довольно скептически относится к возможности появления новых транспортных коридоров в Россию через территории Абхазии и Южной Осетии, тем более в краткосрочной перспективе.
«Реальные альтернативы — это проекты по строительству и модернизации используемых на сегодняшний день маршрутов, в частности — Казбеги-Верхний Ларс (с выходом в РФ), а также реанимация новых путей, которые имеют перспективу реализации в краткосрочной перспективе — увеличение потоков транспорта по морскому направлению — порт Поти (Грузия) — порт Кавказ (РФ). Кроме того, как мне кажется, есть еще возможности для новых маршрутов, однако, временной люфт по их задействованию относится к среднесрочной перспективе и может касаться коридоров Россия-Грузия через Абхазию и Южную Осетию. Последние теоретически реализуемы, однако их задействование входит в компетенцию российско-грузинских отношений и взаимных соглашений (например — соглашение РФ и Грузии от ноября 2011 года)»,- отметил Меликян.
Эксперт также добавил, что Карен Карапетян во время встречи с представителями армянской общины, приводя пример альтернативных путей Верхнему Ларсу, сам указал на морской путь, что, однако, никоим образом не исключает прогресса в вопросах и по другим отмеченным направлениях.
В любом случе, армянским властям следует быть очень осторожными в этих числительных для грузинской стороны (а также Абхазии и Южной Осетии) вопросах, дабы своими неосторожными заявлениями не помешать диалогу российских и грузинских властей. И используя свои дружественные отношения с двумя странами, через дипломатические каналы (желательно не публично) способствовать прогрессу в этом вопросе.
Следует также донести до грузинской общественности, что новые транспортные коридоры будут экономически выгодны не только Армении, но и самой Грузии, как это случилось в свое время с открытием КПП Верхний Ларс, которое изначально было призвано обеспечить транзит армянских грузов в РФ. А теперь им активно пользуются грузинские хозяйствующие субъекты, а также российские туристы, прибывающие на отдых в Грузию.
Не стоит забывать также, что соглашение о транспортных коридорах в 2011 году подписал Михаил Саакашвили, которого вряд ли можно заподозрить в симпатиях к России, а теперь его сторонники критикуют за возможную реализацию данного соглашения действующую власть в лице «Грузинской мечты».
России, в свою очередь, следует добиться согласия Абхазии и Южной Осетии на задействование этих коридоров, иначе получается парадоксальная ситуация, когда республики, полностью зависимые от России в вопросах безопасности и финансирования социальной сферы, выступают против проектов, имеющих для Москвы важное значение, занимая, порой, даже более жесткую позицию, чем грузинские власти, как это было в вопросе возобновления железнодорожного движения через Абхазию.