Малые этносы, сумевшие сформировать свои элиты и сделать верный цивилизационный выбор, вошли в XXI век в качестве самостоятельных субъектов со своими интересами и инструментами их реализации. В свою очередь, народы со слаборазвитым национальным иммунитетом растворялись в крупных наднациональных проектах, становясь политической и цивилизационной частью чужих миров.
По моему глубокому убеждению, каждый народ, претендующий на самостоятельное развитие и великое будущее, должен очень четко себя идентифицировать. Армянский народ – один из древнейших в истории - стоял у истоков формирования индоевропейской цивилизации. Многочисленные исследования показывают, что многие империи прошлого и настоящего (англосаксонские, европейские и ближневосточные) в той или иной форме были подвергнуты армянскому влиянию.
На протяжении сотен веков армяне вели войны, создавая могущественные государства, которые до сих пор являются объектами пристального изучения ученых-историков, аналитиков и политологов по всему миру. Как народ-основатель, армяне были ядром империи, вовлекая и растворяя в себе другие этносы. Иными словами, уже в древнейшие времена сформировался цивилизационный и политический код армян, который должен был предопределить нашу судьбу.
Итак, кто мы – армяне XXI века? На этот фундаментальный вопрос будет дано множество ответов, ибо его природа априори субъективна. Каждый человек вкладывает свои мировоззренческие элементы, пытаясь объяснить, почему он причисляет себя к той или иной этнической группе. Исходя из этого, я не претендую на объективную правду. Более того, я глубоко убежден, что этой правды в природе не существует. Я искал свою самоидентификацию, отвечая на огромное количество малых вопросов, подводящих к ответу на главный: «Кто мы?».
Мы имеем корни, уходящие в глубокую древность. Нас учат, что наши предки создали и правили Великой Арменией – могущественной империей, которая простиралась от Средиземного моря до берегов Каспия. Нас также учат, что наши предки были храбрыми воинами, прекрасными ораторами, искусными политиками и великими учеными. У нас не может быть оснований сомневаться в этом. Только исключительный народ мог создать историческое наследие, живущее тысячелетиями.
Однако можем ли мы сегодня считать себя продолжением той армянской нации? С сугубо научной точки зрения, безусловно, можем. Однако мы не переняли от наших великих предков главное – цивилизационную миссию, которая должна была стать нашим ориентиром и компасом на пути в будущее. Потеряв связь между физическим существованием и духовной природой, мы заблудились и утратили контроль над своими мирами и своей судьбой. Наша историческая миссия заключалась в глобальном созидании. Но оно было возможным, когда у нашего народа имелись ресурсы, позволяющие окружающему миру считаться с нашим мнением и уважать наше жизненное пространство.
Ставим ли мы сегодня цель вернуться к нашей миссии? К сожалению, нет. Ставим ли мы сегодня задачи, способные раз и навсегда объединить разные части армянского мира? К сожалению, нет. Таким образом, мы пока не имеем полного права считать себя преемниками тех, кто знал свою миссию и решал поистине цивилизационные задачи. Однако у меня нет никаких сомнений, что мы обязаны вернуться на тот путь, который был избран нашими предками много тысяч лет назад.
Мы ошибочно полагаем, что Великая Армения погибла и ее не возродить. Империи свойственно такое качество как универсализм и непрерывность в пространстве и времени. Теория «переноса империи» (translatio imperii) говорит о том, что империя - это не столько земная, сколько метафизическая и трансцендентная сущность. Согласно этой теории, империя погибает только как территориальная единица, передавая через религию, культуру и философию свои идеи и незавершенную миссию новому государственному образованию.
К примеру, Китай, Россия и Турция как территориальные образования более не являются классическими империями по типу Империи Цин, Царской России/СССР и Османской империи. Однако эти страны по-прежнему одержимы мессианскими идеями: китаецентризм (Китай – центр мироздания), «Москва – Третий Рим» и османизм/пантюркизм. Как я уже отметил, у нас есть своя миссия и свое предназначение. Великая Армения возродится в ту минуту, когда мы сами поверим в эту возможность и поймем свою миссию.
Более того, этот путь мне кажется безальтернативным. Армяне по всему миру гордятся своей историей и достижениями своих предков. Карта Великой Армении запечатлена в наших умах и сердцах, а значит и наша священная миссия еще жива. Не это ли объясняет то, почему молодые ребята из разных стран вернулись на родную землю, чтобы освободить Арцах – одну из частей нашей великой родины. Они рассматривали эту войну как возвращение к своим истокам, как свою первую миссию. Освободительная война разбудила разные части армянского мира и объединила его огромный потенциал, что позволило одержать победу на поле битвы.
Впервые со времен Тиграна Великого мы победили, потому что поверили в свои силы и увидели свои возможности. Мы одолели страхи, которые глубоко укоренились в нашем сознании после геноцида и потери большей части территорий нашей империи. Именно эта победа над собой стала самой важной, так как удалось прорвать сотни психологических барьеров, закрывавших путь к нашему объединению и возрождению. Триумф армянского духа в борьбе за Арцах был достижением прошлого старшего поколения, навеянным освободительным движением армянских фидаинов времен геноцида. Теперь эстафета передана нам. Что оставим после себя мы?
Важно понимать, что об окончательной победе говорить пока рано. Мы не должны питать иллюзий: жирная точка в Арцахском направлении будет поставлена лишь после полной капитуляции Азербайджана. Чтобы этого добиться, нам необходимо полностью пересмотреть свою политическую философию. Мы вновь мыслим категориями страхов, которые приводят к ошибочным решениям. Нас заставляют мыслить объектными категориями, внушая, что без посторонней помощи мы будем уничтожены. Нет смысла отрицать, что Армения находится в сложной политической и экономической ситуации. За двадцать пять лет независимости мы пока не сумели выстроить государственную стратегию по созданию армянской транснациональной политической нации.
Ученые, политики и журналисты часто говорят о необходимости единства Армении и Диаспоры. При этом никто не задает вопрос: «А можем ли мы вообще говорить о единой Диаспоре?» Реальность такова, что мы имеем разные этнические общины и анклавы в различных частях мира. Политические, партийные и бизнес кланы по всему миру, как правило, оторваны от простых людей и решают свои узкие задачи. К тому же, мы не должны забывать, что эти люди являются гражданами США, Франции, России, Украины, Италии, Ирана и т.д. Нас не должно вводить в заблуждение их этническое происхождение и заявления о патриотических чувствах. Многие из них лоббируя интересы страны проживания, могут нанести большой ущерб Армении. Иногда они делают это вполне осознанно.
В большинстве случаев мы просто становимся пешками в чужих руках. Нас постоянно убеждают, что Армении будет лучше в союзе с их государством, подразумевая вассальные отношения. Почему так произошло? Другие страны внушили нам, что мы маленькое и слабое государство и нуждаемся в их защите. Эти внушения призваны играть на банальных человеческих инстинктах. Не секрет, что каждый тяготеет к силе и величию. Америка, Россия и Франция - великие державы, поэтому называть себя американцем, россиянином или французом почетно. Легко приобщить себя к великой державе, которую строили не твои предки. Гораздо сложнее принять собственные реалии.
Можно ли это изменить? Конечно. Однако для этого необходимо соединить армяноцентричные элементы по всему миру и направить их на решение главной задачи, то есть на строительство сильной и независимой Армении. Когда армяне по всему миру увидят государство, способное жестко и последовательно отстаивать интересы своих граждан, многие вернутся. При этом нет необходимости тратить время, пытаясь вернуть всех и достучаться до патриотических чувств каждого.
Мы упустили шанс институционализировать армянский мир, который объединился вокруг борьбы за освобождение Арцаха. Теперь мы обязаны работать с новыми поколениями, которые несут в себе дух победителей. Великая Армения – это не просто территория, это идеология и базисный фундамент нашего народа. Мы не сможем успешно решать локальные задачи, если не вернемся на свой цивилизационный путь.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать