В конце октября стало известно, что российский «Уралвагонзавод» обошел польскую компанию в борьбе за контракт на модернизацию боевых танков, стоящих на вооружении Армении. В сентябре в Ереване были замечены российские ракетные комплексы «Искандер», которые ранее не поставлялись за рубеж. Причем, в российско-армянском соглашении о кредите в объеме $200 млн для Еревана комплексы не значились. В прессе появилась информация, что Ереван приобрел «Искандеры» по линии ОДКБ. В интервью «Евразия.Эксперт» армянский политический обозреватель Айк Халатян – о том, как Армения первой получила «Искандеры» и почему недовольна ОДКБ.
— Насколько для Армении актуален контракт на модернизацию армянских танков T-72Б4, доставшийся российской корпорации «Уралвагонзавод»?
— Разумеется, в Армении положительно оценивают этот шаг. Хочу отметить, что военное сотрудничество не ограничивается танками. 21 сентября на параде, посвященном Дню независимости Армении, в Ереване было показано новейшее российское оружие, переданное Армении. Среди него – оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер».
Армения стала первой страной, получившей от России «Искандеры». Была показана также реактивная система залпового огня «Смерч», зенитный ракетный комплекс «Бук», различные средства радиоэлектронной борьбы.
Причем большинства этих средств и систем не было в льготном контракте на поставку Армении оружия на $200 млн, соглашение о котором РФ и Армения подписали в феврале.
Логичным продолжением этой линии является модернизация танков армянской армии. То, что армянские танки нуждаются в модернизации, показала «апрельская война». В этом смысле соглашение по танкам можно расценить как попытку России усилить оборону и возможности Армении.
— После апрельского конфликта прошло несколько месяцев. Как изменилась обстановка в Армении?
— Конфликт есть, и он не решен. Мы слышим пессимистические заявления госсекретаря США и помощника президента России о возможном быстром решении конфликта. В этих условиях, естественно, есть опасность возобновления войны. Азербайджан прямо заявляет о своей готовности прибегнуть к силовому решению.
С древних времен существует латинская пословица «хочешь мира – готовься к войне». Чем сильнее будут вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха, тем у Азербайджана будет меньше желания начать новую войну.
Россия не заинтересована в войне в регионе. Поэтому усиление потенциала вооруженных сил своего союзника Армении, которое мы наблюдаем в последние месяцы, может преследовать и эту цель – избежание конфликтов в будущем.
Последние шаги в военно-техническом сотрудничестве Армении и России, мне кажется, призваны немного охладить «горячие головы» в Баку.
— Армянскую сторону устраивает качество и количество переданного вооружения? И достаточно ли российских поставок для поддержания безопасности или Ереван рассчитывает на новые контракты?
— Судя по заявлениям высшего руководства Армении и руководства армянской армии, полученное вооружение их устраивает. Армянская сторона подчеркивает, что она не хочет ввязываться в гонку вооружений с Азербайджаном по принципу «вы купите танк – мы себе купим танк». Если мы посмотрим на типы вооружений, приобретаемые армянской стороной – упор в основном делается на точное дальнобойное оружие, средства радиоэлектронной борьбы. То есть средства, способные утихомирить желание Азербайджана начать войну.
Армении не нужно огромное количество техники, чтобы начать наступление на Азербайджан. Армянские вооруженные силы наступательных задач на данный момент перед собой не ставят. Их цель – обеспечить мир и безопасность Армении и Нагорного Карабаха.
— Армения получает оружие только из России для модернизации армии или проводит тендеры с участием других стран?
— Основной поставщик – Россия. США и европейские страны не продают оружие ни Армении, ни Азербайджану. В лучшем случае – поставляют небольшие партии. Другим поставщиком оружия для региона является Израиль, который поставляет оружие Азербайджану. Беларусь с Украиной тоже поставляют оружие Азербайджану.
Армения в основном получает вооружение из России, за исключением, опять же, каких-то мелких партий. Например, противотанковые ракетные комплексы Milan, полученные от армии Греции. Армения – член ОДКБ и имеет двустороннее соглашение с Россией, поэтому подавляющая часть поставок идет из Москвы. Тем более, стандарты вооружений двух союзных армий должны быть синхронизированы.
Параллельно очень сильно развивается армянский ВПК. Вторым источником поставок вооружений становится местное производство, особенно – в радиоэлектронной сфере. Созданы совместные предприятия, большинство – с Россией.
Но есть и армяно-польское предприятие ВПК – «Любава-Армения», открытое в 2014 г. У Армении таким образом два пути модернизации армии – поставки из России и собственные ресурсы.
— Последняя встреча глав государств в рамках ОДКБ прошла 14 октября в Ереване. Армянский президент Серж Саргсян сказал, что ни одно из принятых в ходе сессии решений не противоречит интересам Армении. Тем не менее, в прессе сообщалось, что армянская сторона осталась неудовлетворенной. Это действительно так?
— Эту тему я бы разделил на две части. Первая – недовольство ОДКБ – оно существует. Организация, при всех имеющихся громких заявлениях, все-таки имеет много внутренних конфликтов и не в состоянии соответствовать хотя бы уровню НАТО.
У Греции имеется конфликт с Турцией, но после инцидента с российским самолетом в Сирии греческая сторона выражает поддержку Турции, несмотря на наличие разногласий с ней. В кулуарах страны много чего сказали Анкаре, но публично все в едином порыве заявили, что Турция имеет право защищать свое воздушное пространство.
В ОДКБ мы такого единства не видим, что и вызывает недовольство Армении. При том, что Армении вооруженная помощь ОДКБ не нужна. Армения надеется на политическую поддержку.
Немного странно, когда отдельные страны в рамках ОДКБ делают одни заявления, затем на других площадках вроде Организации исламского сотрудничества выступают с совершенно другими заявлениями, противоречащими тому, что они говорили ранее.
С другой стороны, важно понимать, что армянское руководство каких-либо серьезных надежд на ОДКБ не возлагает. У нас очень хорошее двустороннее сотрудничество с Россией в военной сфере. Есть много контрактов и поставок.
Российская 102-я военная база в Гюмри после продления срока договора о ее размещении несет ответственность за безопасность всей территории Армении, а не только границы с Турцией.
Это важно, потому что риск войны касается не только территории Нагорного Карабаха, как было в апреле. В сентябре 2015 г. очень сильная эскалация была именно на армяно-азербайджанской государственной границе, в Тавушской области Армении.
Обстреливались населенные пункты, погибли мирные люди. Мы понимаем, что в таких случаях Армения может спокойно обратиться к России – механизм обеспечения поддержки есть.
Армянские власти критикуют ОДКБ, призывают к консолидированной позиции. При этом они понимают, что надежды и ожиданий на какую-либо помощь от Казахстана, Беларуси, Кыргызстана нет. Так что армянская сторона считает, что надо продолжать сотрудничество с Россией. ОДКБ и ЕАЭС для Армении – в первую очередь, своеобразный формат отношений с Россией.
Беседовал Александр Шамшиев