Продолжение размышлений в он-лайн-режиме, когда текст рождается и непосредственно уходит в блог.
Если попробовать отрешиться и холодной головой осмыслить ситуацию в Ереване не в терминах морали и пр., но общественно-политических процессов, то можно констатировать, что армянская власть на тактическом уровне оказалась более подготовленной и опытной. Понимая критичность для себя фактора времени, она решилась на силовые действия, стремясь максимально уменьшить возможность летального исхода для всех сторон противостояния. Показала, что она по-прежнему остается властью и обладает монополией на принятие решений, инициирующих и формирующих процессы. Мы, как общество, остаемся по эту сторону кромки хаоса.
Ереванская общественность, в особенности интеллектуальная ее часть, отвечающая за создание новых нарративов и дискурсов, показала свою неспособность организоваться и использовать ситуацию для инициирования публичного политического процесса. Повторюсь – публичного и политического.
И если реакция и шаги власти были и остаются «плоскими» и «горизонтальными», - тактическими и властными по своей природе, другая сторона, - общество в лице своих интеллектуалов в Ереване, - имело шанс инициировать «вертикальные», стратегические и общенациональные дискуссии и решения, которые были бы предложены власти для выхода Армении из тяжелейшего многолетнего кризиса. Для этого надо было спустить со своих высот, снять белые перчатки и окунуться в кризис. Сложилась уникальная возможность вернуть политику в армянское общество, тем самым получив шанс со временем найти политические решения, а не силовые, и она на сегодняшний день упущена. А проблемы, стоящие перед Армянством, являются политическими по своей природе. Нам надо возвращаться на политическую арену во внутренней жизни и на международной арене. В противном случае мы проиграем.
Позитивным результатом нынешней острой фазы кризиса могло бы стать появление новых потенциальных политических лидеров, в том числе и молодых, учитывая отношение общества к «старикам». Однако молодежь на улицах Еревана остается традиционной и ищет глазами «достойных и умудленных», которые могли бы (вообще-то обязаны были бы) возглавить и повести за собой. Это нормальное желание, но думаю надо вспомнить того же Нжде и его высказывание об отцах, предавших сыновей. Выясняется, что отцы, если на что-то и годятся, то в качестве советников, делящихся своим опытом, но действовать должна молодежь и молодые лидеры. Они не появились во время «ЭлектроЕревана», не появились и сегодня, и я не в Ереване, не говорю с ней, чтобы попробовать понять, что происходит, почему не появляются лидеры в стране, где, говорят, каждое утро просыпаются миллион Наполеонов.
Если подытожить, так как надо вставать из-за компа. Власти похоже удается купировать кризис и отвести Армению на пару шагов от кромки хаоса. Однако данные шаги не создают предпосылок не для купирования, но разрешения и решения армянских проблем. Нам всем не удалось поднять выше и осмыслить происходящее не только в терминах жесткого, вооруженного противостояния на улицах Еревана, но как стратегического и общенационального вызова и угрозы. Это означает, что мы, как народ, «перекатываемся» в будущее и непосредственно в следующий день, не использовав шанс осмыслить и понять, что же происходит в армянском обществе, регионе и мире. А ведь хотя бы уровне интуиции должно быть очевидно, что происходящее в Ереване и Арцахе не может быть изолированным от региона и мира. Однако это гораздо более сложный и обширный анализ. Пока что попробовать осмыслить происходящее хотя бы рамках Армении и Армянства и, возможно, то, что не удалось инициировать на горячей фазе кризиса (возвращение политики) постараться сделать «на следующий день».
Вернуть публичную политику в Армению.