Состоялся анонсированный ранее телефонный разговор президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана. Беседа, которой предшествовало направленное Путину личное письмо от Эрдогана с извинениями за сбитый Су-24, длилась около 40 минут.
О начале телефонных переговоров между президентами России и Турции проинформировал пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков. Позже Кремль сообщил, что президент России в ходе беседы выразил глубокие соболезнования турецкому народу в связи с произошедшим накануне терактом и поручил правительству РФ начать переговоры с Турцией о восстановлении двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере.
«Отмечено также, что имеется в виду снять ограничительные меры относительно посещения Турции российскими туристами», — сообщает пресс-служба президента РФ.
Еще до того, как были опубликованы официальные данные относительно результатов переговоров,Федеральное агентство новостей решило выяснить у президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, о чем могли вести разговор Владимир Путин и Тайип Эрдоган.
Известный востоковед ответил весьма резко.
«Я не участвую в этих переговорах, я не занимаюсь предположениями, фантазированием, гаданием на бараньей лопатке и на кофейной гуще, — ответил Сатановский. — В рамках переговоров любые предположения мне кажутся крайне вредными и мешающими начальству работать. Идет сложнейший процесс притирки в рамках тяжелейшего за десятилетия кризиса в отношениях Анкары и Москвы».
Корреспондент Федерального агентства новостей попросил Евгения Сатановского ответить на вопрос, есть ли еще что-нибудь, кроме сбитого Су-24, в чем Турция виновата перед Россией.
«Ни в чем Турция перед Россией не виновата. У нас с Турцией то ли 13, то ли 14 войн было. Турции почти на карте не осталось по результатам того, как Турция пыталась себя вести относительно России, в том стиле, в котором она продолжает вести себя и сегодня. Турция не виновата в Потемкине-Таврическом иСуворове-Рымникском. Турция не виновата в том, что Кутузов взял Измаил, а братья Орловы во времена несколько более ранние разбирались на других фронтах. Виновна ли Турция в том, что Петрвзял, в конечном счете, Азов, а Скобелев отработал под Шипкой и Плевной то, что отработал? Не виновата. Но просто такого рода поведение, которое свойственно Эрдогану, турецкую империю в свое время похоронило. И если Эрдоган хочет похоронить свою страну еще раз, тогда надо вести себя столь же агрессивно относительно соседей, как он себя ведет. Виновата ли в этом Турция? Нет, конечно. Виноват ли волк, что он ест мясо, а не баклажанную икру? Нет, не виноват. Но виноват ли охотник в том, что он после этого волка пристрелит? Да тоже не виноват», — иронически предупредил востоковед.
А вот возможное возобновление паломничества российских туристов в Турцию у Евгения Сатановского восторга отнюдь не вызывало, особенно в свете последнего теракта.
«Надо быть клиническим идиотом, у которого в голове кость инстинкта самосохранения отсутствует вообще, а жалость к близким и родным тем более, чтобы лететь в аэропорт, который взрывают и обстреливают. А для того, чтобы продавать туры в страну с таким уровнем терроризма, надо быть еще и редким подлецом», — отметил собеседник ФАН.
На вопрос, означают ли прошедшие переговоры Путина и Эрдогана, что Россия и Турция скоро помирятся, Сатановский ответил так.
«Государственные отношения не терпят формулировки «помириться». Эта формулировка для детского сада, для школы, на худой конец для двух молодых людей, соперничающих из-за девушки. Межгосударственные отношения могут находиться на хорошем уровне или быть расстроены. Могут и быть разорваны, чего у нас с Турцией не было. Есть ли шанс, что наши отношения улучшатся? Да, конечно, это неизбежно. Есть ли шанс, что наши интересы будут разведены в разные стороны? Ни малейшего. Они взаимно пересекаются, в том числе по той же Сирии. Турция продолжает тяжелую антироссийскую деятельность на всем постсоветском пространстве, а заодно и в России на тюркском пространстве. Турция действует против нас на Украине очень активно и достаточно успешно. И в этом плане надо быть менее оптимистичными и перестать принимать каждое письмо, которое направлено в Кремль, за манну небесную. Ну, написал Эрлдоган, при этом есть большая разница, как это письмо звучит по-русски и в переводе, и что об этом говорят на территории Турции, где это письмо интерпретируется диаметрально противоположным относительно наших комментариев образом. Ну, произошел у Эрдогана разговор с Владимиром Владимировичем, ну замечательно. А что дальше будет, увидим», — резюмировал глава Института Ближнего Востока.
Анна Кириллова