Накануне в Санкт-Петербурге при посредничестве президента России Владимира Путина прошли переговоры по урегулированию карабахского конфликта президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Инициатива организации встречи исходила от российской стороны, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ приняли участие лишь в заключительной ее части.
Президент России отдельно встретился с главами Армении и Азербайджана, после чего прошла трехсторонняя встреча президентов без сопровождающих и помощников. По ее итогам было принято совместное заявление.
Уже двусторонние встречи Путина с Саргсяном и Алиевым показали, насколько разнятся ожидания от данной встречи у сторон конфликта, и какая сложная задача стоит перед российским лидером.
Так, президент Армении акцентировал внимание на необходимости решения конфликта исключительно мирным путем и внедрения механизмов расследования инцидентов на передовой. «Но, к сожалению, по желанию одной стороны такие конфликты никак не решаются. И мы были бы конечно рады, если бы смогли сегодня продвинуться вперед по имплементации достигнутых в Вене договоренностей о создании механизмов расследования нарушений режима перемирия. Это создаст рабочий настрой для ведения переговоров»,- заявил Саргсян.
В свою очередь Ильхам Алиев говорил о неприемлемости для его страны сохранения статус-кво в зоне конфликта. «Конфликт затянулся. Как заявляла Россия и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, статус-кво неприемлем. Мы это заявление полностью поддерживаем. Но для рго изменения нужно начать процесс деоккупации территории Азербайджана, более 20 лет находящихся под оккупацией», — сказал президент Азербайджана.
Несмотря на это, трем президентам удалось все же согласовать совместное заявление, в котором были подтверждены достигнутые в ходе переговоров в Вене 16 мая договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса. С этой целью президенты Армении и Азербайджана договорились, в частности, увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта.
«Состоялся обстоятельный обмен мнениями по сущностным аспектам урегулирования. Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых позволит создать условия для прогресса в нагорнокарабахском урегулировании»,- говорится в заявлении.
Алиев и Саргсян выразили удовлетворение сохраняющимся в последнее время режимом перемирия на линии соприкосновения. Они также отметили важное значение своих регулярных контактов и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Подводя итоги встречи в Санкт-Петербурге, министр иностранных дел России Сергей Лавров в беседе с журналистами отметил, что президенты России, Армении и Азербайджана договорились придать дополнительную динамику урегулированию в Нагорном Карабахе.
Его коллеги из Азербайджана и Армении положительно оценили итоги встречи в Санкт-Петербурге. «Надеемся, что данная встреча как можно скорее создаст возможность для достижения прогресса в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта», — сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
В свою очередь, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что встреча прошла в конструктивной атмосфере. «Встреча в Санкт-Петербурге была довольно полезной. С некоторой осторожностью могу сказать, что встреча прошла в конструктивной атмосфере. Президенты пришли к взаимопониманию по некоторым вопросам… Если по этим вопросам будет достигнута договоренность, то представится возможность продвигать переговорный процесс вперед, обеспечивая прогресс в урегулировании конфликта», — заявил Налбандян.
При этом глава армянского внешнеполитического ведомства выразил обеспокоенность в связи с тем, что одновременно со встречей в Санкт- Петербурге Азербайджан проводит широкомасштабные военные учения с участием 25 тысяч солдат, авиации, бронетехники, артиллерии и реактивных систем залпового огня. В том числе и в районах, прилегающих к линии соприкосновения. «Не думаю, что это конструктивный подход накануне и во время подобного саммита», — заметил он.
Однако негативный фон переговорам в Санкт-Петербурге создавали не только учения азербайджанской армии, но и настроения армянской и азербайджанской общественности, а также взаимные обвинения и угрозы руководства двух стран.
Так Ильхам Алиев заявил за два дня до встречи: «Если кто-то считает, что мы будем продолжать бессмысленные переговоры и в предстоящие 20 лет, то он ошибается».
А Серж Саргсян выразил свое недоумение неуравновешенным поведением и оскорбительными высказываниями главы Азербайджана Ильхама Алиева в адрес Армении и лично него в ходе IV Съезда азербайджанцев мира, несмотря на предстоящую встречу.
Помимо этого, общества двух стран совершенно не готовы к компромиссам. В Армении и Нагорном Карабахе будет крайне негативно воспринята попытка возвращения Азербайджану каких-либо территорий, и тем более в качестве односторонних уступок. А это грозит серьезными внутриполитическими потрясениями в стране, вплоть до смены власти.
В свою очередь в Азербайджане и слышать не хотят о возможности признания независимости Нагорного Карабаха, что делает практически невозможным достижение серьезного прогресса в переговорном процессе.
В этих условия от России и других посредников требуется максимум усилий, чтобы как-то сблизить позиции сторон, а также предотвратить возможность начала новой широкомасштабной войны, грозящей вовлечением в нее других стран региона. Поэтому усилия будут направлены в первую очередь на стабилизацию ситуации на линии соприкосновения и недопущения повторения апрельских событий. И с этой точки зрения озвученная информация об итогаг встречи в Санкт-Петербурге дает властям обеих республик возможность сохранить лицо перед обществами своих стран.
Однако есть большие сомнения, что это удастся, особенно помятуя об опыте предыдущих подобных соглашений, в том числе и при посредничестве российского руководства.
Ну, а пока… на следующий же день после встречи в Санкт-Петербурге и достигнутых там договоренностей, обе стороны уже обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Пока только из стрелкового оружия.