В Санкт-Петербурге 20 июня президент Армении Серж Саргсян обсудит проблему Карабаха с президентами России и Азербайджана Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. Об этом сообщил накануне журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков.
От данной встречи будет многое зависеть. Вполне возможно, что установившееся в зоне конфликта относительное спокойствие обусловлено ожиданием сторон ее результатов. И не исключено, что в случае отсутствия прогресса в переговорном процессе, на линии соприкосновения вновь возобновятся инциденты с применением тяжелых вооружений.
Возможным развитиям ситуации в зоне конфликта и переговорному процессу было уделено значительное место на прошедшей накануне в Ереване международной конференции на тему "Карабахский конфликт: история и современность". Организованной Российско-армянским (Славянским) университетом и организацией Российско-Армянское молодёжное единство" (РАМЕ).
По мнению экс-министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, участвовавшего в данной конференции, какого-либо серьезного прогресса в переговорном процессе сейчас не стоит ожидать.
Ведь одним из пунктов урегулирования, предложенных посредниками сторонам, является “территории в обмен на статус “, однако армянская сторона совершенно не верит в готовность Баку искать мирное решение конфликта. И есть опасения, что уступки со стороны Еревана будут использованы Азербайджаном для ослабления обороноспособности Нагорного Карабаха (на этих территориях располагается в основном глубокоэшелонированная линия обороны). “Ни о каком возврате территории речи не будет, пока у Азербайджана не появится желание решить конфликт”, - подчеркнул в этой связи Арутюнян.
Экс-глава оборонного ведомства при этом заметил, что для азербайджанской дипломатии характерно в переговорном процессе подписывать соглашения, а потом отказываться от них. Поэтому армянская сторона не может серьёзно относиться к переговорам, понимая, что другая сторона сразу откажется от них.
Он также отметил, что в отличие от своего отца, Ильхам Алиев занимает намного более жесткую позицию, не соглашаясь ни на какие компромиссы. При этом Арутюнян уверен, что Азербайджан не в состоянии выиграть широкомасштабную войну, так как уровень боевой подготовки и морально-волевые качества армянских сил намного выше. Не следует списывать со счетов и возможности нанесения ударов по стратегически важным объектам в глубине территории противника.
Арутюнян напомнил, что даже в ходе “четырехдневной” войны Азербайджан не рискнул применить боевые самолеты и массово РСЗО “Смерч”, опасаясь ответных действий армянской стороны. Ведь в боях с армянской стороны приняла участие лишь Армия обороны НКР, и в случае продолжения боевых действий и попыток Азербайджана нарастить количество сил и техники, в дело вмешались бы и Вооруженные силы Армении.
Арутюнян коснулся и роли внешних игроков в недавнем обострении, отметив негативную роль Турции, оказавшей “медвежью услугу” Азербайджану. “Турецкие власти спровоцировали Азербайджан, а потом, после неудачи, сразу отошли в сторону”, - заметил он.
В своем выступлении экс-министр обороны затронул и вопрос недовольства политикой России в карабахском конфликте со стороны армянского общества. Он выразил несогласие с мнением, что Москва не выполняет в должной мере свои союзные обязательства перед Ереваном. “Россия всегда выполняла и выполняет свои обязательства. Но она не может вести себя безответственно, как Турция”, - подчеркнул Арутюнян.
Он также призвал отличать заявления высшего военно-политического руководства РФ от заявлений лиц не определяющих внешнюю политике Москвы. При этом к числу последних он отнес и вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего российский ВПК, чье заявление о продолжении поставок российского оружия Азербайджану вызвало сильное недовольство армянского общества.
Арутюнян выразил уверенность, что Россия не пойдет на усиление своих позиций в Азербайджане за счет предательства интересов Армении. В свое время подобные предложения делались со стороны Баку Москве.
Участвовавший в конференции с помощью видеотрансляции азербайджанский журналист и писатель Алекпер Алиев согласился с мнением, что у Ильхама Алиева нет ни желания, ни воли для решения конфликта. “Мы сегодня видим имитацию переговорного процесса, ибо азербайджанское руководство не желает решения конфликта”,- заметил он.
В этой связи он добавил, что “желающий мира” президент не должен говорить о территориальных претензиях к Армении, а министр обороны не должен грозить разбомбить город, жителей которого он считает гражданами своей страны.
Следует отметить, что помимо данной конференции, переговорный процесс и предстоящую встречу в Санкт-Петербурге затронули и ведущие армянские эксперты, хорошо знакомые с позицией армянских властей. И судя по их комментариям армянским СМИ, у армянской стороны каких-либо ожиданий от предстоящих переговоров.
Так директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян считает, что сейчас посредники пытаются реанимировать Минский формат в качестве одной из гарантий политической безопасности, и от возможной встречи президентов в Санкт-Петербурге серьезных успехов ожидать не стоит.
Судя по многочисленным информационным вбросам и утечкам, на данный момент армянской стороне предлагается пойти на поэтапное решение конфликта, что подразумевает уступку определенных территорий под гарантии не возобновления Азербайджаном войны, с целью добиться прогресса в переговорном процессе.
В свою очередь от Баку будут требовать согласия на внедрение механизмов расследования инцидентов в зоне конфликта. И можно предположить, что ни та, ни другая сторона не пойдут на данные шаги, так как будут это расценивать как существенное ослабление своих позиций в переговорном процессе. Ереван и Степанакерт не захотят ослаблять свою обороноспособность потерей своих укрепленных позиций, а Баку - лишиться возможности продолжать политику шантажа посредников эскалацией напряженности в зоне конфликта.
С учетом этих реалий, не исключено, что после встречи президентов произойдет новая эскалация. Если конечно посредникам, и в первую очередь российской стороне, имеющей наибольшее влияние на стороны конфликта, не удастся добиться от них уступок.