Уже в Степанакерте и за компом.
Вчерашние события на главной площади Арцаха, где расположены офис Президента, Парламент, провокация с далеко идущими целями. Вне зависимости от того, кто организовал и осуществил избиение Айка Ханумяна, произошедшее вызов не только Президенту и Парламенту – ветвям власти, обладающих мандатом, -но и всей арцахской государственности, обществу. Это удар по Арцаху, стремление отнять у арцахцев и, как следствие всего Ашхара (Армянского мира), право на определение собственной судьбы, которую будут решать тогда уже центры силы, но не армянский народ.
Результаты четырехдневной войны стали неожиданным и неприятным сюрпризом для многих в Армении и мире. Вместо спланированного и ожидаемого многими (в том числе и в Армении) оглушительного поражения армянской армии, мы увидели триумф народа, который мгновенно сплотился вокруг Арцаха. События апреля, поломали статус-кво, подняли волну вопросов, ожиданий и уже требований к армянской власти, центрам силы, которые вынуждены реагировать. В том числе вот таким образом. Задача - добиться раскола в арцахском обществе, который неизбежно распространится по всему армянству, что позволит вернуться к реализации проекта, который условно назовем «казанским». То, чего не удалось добиться через широкомасштабные боевые действия, на передней линии, реализовать через удар в центре – Степанакерте. Избиение первая, но далеко не последняя фаза наносимого удара.
Уверен, что справимся и это обреченная попытка. Армянский народ справлялся с военными задачами и в несравненно худших условиях. Вспомним убийство Артура Мкртчяна, покушение на Аркадия Гукасяна – выдержали тогда, переживем и эти окаянные дни.
Остается главный вопрос – кто организаторы провокации? Трезвые размышления на второй день говорят, что Президент Арцаха не должен быть заинтересован в демонтаже своей личной власти, тем более на фоне ожидаемой встречи в Брюсселе. Надо быть окончательно не политиком, чтобы решать себя легитимности в преддверии таких встреч. Он безусловно виноват, что допустил такое развитие событий, допустил провокацию, но участвовать – такое выше моего понимания. Кто может быть заинтересован? Есть служба НБ, прокуратора, полиция – пусть работают. Подождем несколько дней.
В интересах Президента Арцаха, Парламента как можно быстрее найти непосредственных исполнителей и хотя бы первый круг заказчиков, так как мы явно имеем дело с многоуровневой провокацией, - «матрешкой» провокаций, когда под внешними целями и задачами скрыты другие, за которыми лежат третьи и т.д. Не думаю, что мы, как народ, готовы и в состоянии вскрыть и нейтрализовать все фигуры многоуровневой игры, которая протекает на многих аренах и столицах, но прояснить ситуацию и вскрыть степанакертскую и ереванскую «фигуры», вполне в состоянии. В самом Арцахе «на улице» уже вполне открыто говорят, кто работал, скажем.
И тогда возникает следующий вопрос. Кто будет заниматься расследованием – армянская власть в Степанакерте и Ереване или речь будет идти уже об общественной инициативе, которая рано или поздно поставит вопрос об отставках президентов и парламентов Арцаха и Третьей Республики, для выхода из назревающего глубокого, системного кризиса армянской государственности.
Нам, как народу, надо понять и принять реальность. Нам не простят способности самоорганизоваться и формировать отклик на вызовы. Это борьба, противоборство, которое только разворачивается, когда буквально через месяц после горячей фазы войны, мы должны формировать отклик уже на удар в Степанакерт. Когда мы, как народ, закроем степанакертский этап армянского кризиса, процессы безусловно переместятся в Ереван, так как организаторы явно находятся вне Армении. Но это уже другой этап, пока надо справиться со степанакертским.