Навыки не пропьешь, и мозги сами, без каких-либо указаний, начинают формировать список необходимых мероприятий, которые позволили бы Армении перейти к "наступательной политике и дипломатии, опирающейся на оборонительную военную стратегию".
Сформулировать в качестве максимы - просто.
Формализовать в качестве цели, уже намного сложнее и требует целостного подхода к государству и обществу. Нужны модели, семейство моделей, разрабатываемых специалистами различного профиля и работающих в рамках единого подхода, не дающегося картине рассыпаться на элементы паззла. Результатом должно стать "вИдение" Армении - к чему мы хотим прийти. Очень сложная работа, надо признать, но осязаемая. Первый блин "Армения -2020" вышел комом, но в принципе понятно, почему. Уверен можно организовать и потянуть за несколько лет - с нуля.
Следующий этап - провальный. Параллельно с усилиями выше, надо оценить реальное состояние армянского общества и Армянства. Где оно находится, - сегодня, сейчас. Мне представляется неразрешимая задача. Проблема кадров, способных к такой работе. Нет сети состоявшихся аналитических центров, способных потянуть такую задачу. Буду рад ошибаться
Дальше еще сложнее, так как надо задуматься о большой национальной стратегии, которая позволила бы организовать движение в нужном направлении. Здесь даже теоретически масса подводных камней. Речь идет не о стратегии, как теоретическом документе, но процессе, который должен учитывать состояние меняющегося общества, изменяющийся баланс сил и пр. Масса более чем сложных задач, некоторые из которых по определению не поддаются формализации, и мы должны говорить о искусстве. В первую очередь политическом, затем стратегическом, военном, дипломатическом и пр.
Само осознание запредельной сложности такой активности может парализовать волю и интеллект, нашептывая на ухо о бесполезности и обреченности усилий. Проще врезать по кябабу, запить водочкой и продолжать так, как живем сегодня.
Но можно отнестись проблеме как к Дао, то есть Пути, который начинается с первого шага. Вспомнить, что мы в том числе и восточное общество и народ - в хорошем смысле данного слова.
И это уже не искусство, но сфера духовного. В условиях утери института монашества, скрывшейся в камень Армянской традиции удел поэтов и философов.
Ну и так далее... Бесконечная тема.
Вернусь к работе.