Это вопрос сегодня активно обсуждается и в экспертной среде и в блогосфере. Известно, что 9 мая – непростая дата в конфликте Азербайджана с Нагорно-Карабахской Республикой, поскольку именно в этот день в 1992 году в результате блестящей операции Армии обороны НКР был взят город Шуши. Это событие стало переломным этапом в войне, поскольку была отвоёвана ключевая высота и прекращены варварские обстрелы города Степанакерта, который расположен в долине прямо под Шуши. Такие даты не забываются, ни победителями, ни проигравшими. Поэтому многие комментаторы сходятся в предположении, что происходящая концентрация азербайджанских войск связана с подготовкой новой попытки прорыва.
Очевидно, что режим Алиева поставил себя в крайне сложное положение, практически загнав ситуацию в угол. Нападение на Арцах 2-5 апреля этого года запустило новый виток милитаристской пропаганды, перегрело азербайджанское общество, обострило запрос на победные сводки с фронта. Несмотря на большие старания официальных СМИ, на ободряющие отчеты об успехах армии, у людей остается ощущение недосказанности. Кроме смонтированных в фоторедакторе кадров захвата тех или иных арцахских сёл, власти, по сути, предъявить нечего. Время работает против команды Алиева, поскольку все громче звучит вопрос о том, насколько оправдана гибель многих сотен азербайджанских солдат и так ли сильна армия, в которую вложено столько денег налогоплательщиков. И если военачальники пропустят такую дату, как 8-9 мая, не захватив хотя бы несколько настоящих, а не нарисованных сел, то может начаться серьезный внутриполитический кризис.
Если население Азербайджана подвержено воздействию тотальной государственной пропаганды, то сами руководители государства прекрасно понимают, что есть очень большой шанс снова получить болезненный отпор. Более того, после всех провокаций, демонстративных срывов всех возможных договоренностей о перемирии, которые позволяют себе азербайджанские военные, у Армии обороны НКР развязаны руки. У арцахцев есть полное моральное право на превентивный удар по точкам, где будут сконцентрированы наступательные силы противника. И ни у одного из сопредседателей Минской группы не хватит никаких аргументов, чтобы осудить такой шаг армии обороны НКР. На их стороне множество доказанных эпизодов зверского отношения к мирному населению со стороны азербайджанских военных и их наёмников, непрекращающиеся обстрелы сёл, ну и самое главное – откровенная риторика официальных лиц Азербайджана разных уровней, которые заявляют о необходимости силового решения вопреки всем международно-правовым нормам и подписанным документам. Вряд ли на этот раз кто-то сможет прервать контрнаступление сил НКР, а если и захочет, то приказ о прекращении наступления вглубь азербайджанской территории не сможет быть передан, так как «неожиданно» могут отказать все рации и средства связи.
Что нас ждет 8-9 мая или в другие близкие числа? Будет ли это символическая атака или полномасштабное наступление по трем направлениям. И если всё-таки Алиев выберет войну, решится ли он на примирение российского наступательного оружия?
Хочется надеяться, что у тех, кто принимает решения в Баку, есть чувство реальности и понимание, что военным путем конфликт не может быть решен. Что даже гипотетическое взятие Нагорного Карабаха обернется огромными проблемами, изоляцией, партизанской войной, обострением в отношениях с коренными народами Азербайджана – талышами, лезгинами и другими. Гораздо правильнее было бы попытаться снизить милитаристский накал в обществе и поискать более мирный способ консолидации населения.