Да, можно и нужно будет и дальше работать над теорией. Но достаточно многое уже сказано, написано. Армения и армянское общество уникальны, но это не означает, что системные законы можно отменить и они не действуют в армянском случае.
1. Есть службы, которые составляют хребет государственности и где должно быть исключено появление случайных людей и непрофессионалов. Нельзя к военной службе, службе НБ, дипломатии подпускать случайных людей, которых угораздило удачно устроиться, родиться, разбогатеть и пр.
В противном случае неизбежны провалы, которые будут нарастать с ростом числа случайных и неподготовленных служащих, занимающих посты, но не соображающих ничего в порученном деле.
Есть пределы прочности, и они сегодня могут быть вычислены, системная наука уже в состоянии это делать. Условно говоря есть «цифры», сколько мест в армии, НБ, дипломатии можно «продать», чтобы не подвергать государство неприемлемому риску. В Армении они пройдены, и это на самом деле секрет полишинеля для внешних центров силы.
2. Что будет если ничего не менять, оказавшись на кромке хаоса? Катастрофа и коллапс государственности. То есть неожиданный обвал государственных систем и власти, которые еще вчера, казалось, обладают достаточным запасом прочности. Процесс остается непредсказуемым по своей природе, но опять же системная наука в 21 веке научилась достаточно уверено предсказывать, каким образом будет развиваться процесс.
3. Вопрос, над которым я размышляю в эти дни - можно ли что-то изменить или точка невозврата уже пройдена и надо просто ждать развязки, чтобы попытаться «запрыгнуть на спину тигра» и упорядочить хаос. Решать задачу возврата общества из состояния исключительной ситуации (чрезвычайного положения) в правовое поле.
4. Армянской политической элите надо смириться с тем, что власть в эти дни ушла на передовую, к воину, который держит фронт. Каким образом ее можно вернуть? Это вопрос, на самом деле. Или он будет решен, или рано или поздно в столице – Ереване - появятся десять разгневанных мужчин. Скорее всего, с границы, переднего края, - кромки Ашхара (Армянского мира).