Сегодня в Армении – стране-союзнице России на Южном Кавказе, общественность, экспертная среда и разные политические силы обсуждают целесообразность пребывания в организациях, не способных дать объективную оценку происходящим процессам.
Напомним, что официальный Ереван является членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, Армения – единственная страна в регионе Закавказья, где сохраняется российское военное присутствие (102-я военная база в Гюмри). Однако обострение ситуации в карабахско-азербайджанской зоне конфликта выявили серьезные системные проблемы интеграционных проектов России на постсоветском пространстве.
Основным недостатком является отсутствие механизмов согласования позиций членами Евразийского союза и ОДКБ по важным политическим вопросам. С началом боевых действий в Нагорном Карабахе официальные власти Беларуси выразили поддержку Баку, подчеркнув необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджана. В Ереване заявили, что подобные заявления идут вразрез с обязательствами, взятыми сторонами в рамках ОДКБ и других многосторонних структур.
Другой член этой организации – Казахстан повел себя более сдержанно, однако на уровне экспертной среды, приближенной к государственным структурам, делались заявления в пользу Азербайджана. Известный казахский политолог Айдос Сарым, комментируя ситуацию в Карабахе, отметил, что для поддержки Армении нужны исторические, культурные и традиционные основания. Он также подчеркнул, что если перед Казахстаном встанет вопрос выбора – Азербайджан или Армения, выбор будет сделан в пользу Баку.
Политическое отношение к Армении официальная Астана выразила через нежелание посетить встречу глав правительств ЕАЭС, которая, должна была состояться в Ереване. Казахстан с поддержки Беларуси и Киргизии предложил перенести эту встречу из Еревана в другое место, дабы не раздражать азербайджанские власти.
Принципиальная позиция трех членов Евразийского союза получила поддержку в Москве. Российский премьер-министр Дмитрий Медведев во время разговора со своим армянской коллегой заявил о готовности провести заседание в Москве. Армянская сторона высказалась довольно жестко относительно подобного предложения своих блоковых союзников. Президент Серж Саргсян на встрече с Медведевым заметил, что поведение Казахстана, Беларуси и Киргизии нанесло серьезный удар по репутации Евразийского союза.
В Ереване знают о том, что Казахстан, Киргизия и Азербайджан – страны с преобладанием мусульманского населения, которые тесно сотрудничают в рамках организации Совет тюркоязычных государств. Не секрет, что Казахстан и Азербайджан динамично развивают двусторонние торгово-экономические отношения и вкладывают большие средства в инфраструктурные проекты в Киргизии. Кроме того, официальный Баку последовательно оказывает существенную финансовую поддержку Беларуси. Неудивительно, что Астана и Минск без особого энтузиазма восприняли вступление Армении в Евразийский союз. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и лидер Беларуси Александр Лукашенко многократно подчеркивали, что Армения принимается в организацию в границах, признанных ООН.
Таким образом, Астана и Минск никогда не скрывали своей приверженности поддержки Азербайджану, и в Ереване это понимали. Почему же армянские власти приняли решение вступить в Евразийский союз?
Для Армении, которая находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, приоритетным является вопрос безопасности. На протяжении последних 20 лет армянским элитам не удалось выстроить долгосрочную экономическую стратегию, которая бы позволила строить и развивать важнейшие государственные институты. Высокий уровень коррупции, который свойственен всем странам постсоветского пространства, привел к большим волнам миграции армянского населения. Внутриполитические проблемы сопровождались пассивностью армянской дипломатии на международной арене.
Вместе с тем, имеет место кризис в мировой армянской диаспоре, зацикленной на проблеме признания геноцида армян. Комплекс этих проблем привел к внешнеполитической и внутриполитической зависимости Еревана от Москвы. Заявления российской стороны о стратегическом союзе с Арменией породили завышенные ожидания среди широкой армянской общественности. Вступление в Евразийский союз воспринималась как институционализация отношений с Россией, которая, по мнению Еревана, является центральной силой этих интеграционных проектов. Однако Казахстан и Беларусь пытаются на примере Армении продемонстрировать своему обществу и внешним игроком, что Россия не является главным игроком Евразийского союза и не способна продавливать свои и армянские интересы. Решение о переносе заседания из Еревана в Москву – яркое тому подтверждение.
Последние события показали, что Армения получила обратный эффект от вступления в ЕАЭС. Азербайджан, не являлась членом Евразийского союза, оказывает политическое влияние на Казахстан, Беларусь и Киргизию, которые, в свою очередь, осуществляют давление на Россию.
Ситуация для Армении вдвойне осложняется тем, что Москва продает Баку современное наступательное вооружение. Российские политики и эксперты объясняют поставки тяжелого вооружения как способ поддержания баланса сил между Арменией и Азербайджаном. Однако армянская сторона отмечает, что именно эти шаги развязывают руки Азербайджану к применению силы.
Ереван аргументирует это многочисленными заявлениями со стороны Баку о возможности восстановления территориальной целостности военными средствами. Обстрел Нагорного Карабаха и очередные заявления президента Сержа Саргсяна о негативном восприятии российской политики, не изменили позицию Москвы. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия будет продолжать поставки вооружений Азербайджану, а премьер-министр Дмитрий Медведев называл Ереван и Баку стратегическими партнерами, поставив политический знак равенства двух сторон.
Таким образом, последние события в зоне карабахского конфликта раскрыли серьезные внутренние проблемы Евразийского союза. Сложно сказать, как дальше будут развиваться события. Вряд ли официальный Ереван решится выйти из Евразийского союза, ввиду отсутствия альтернатив. Маловероятно и то, что армянские власти смогут коренным образом повлиять на позицию России и других членов ЕЭАС. Однако с уверенностью можно отметить, что произойдет корректировка собственных внешнеполитических установок.