Странная тяга к тюркским диктаторам
В ходе конфликта между Западом и Россией из-за Украины ярко проявился талант белорусского президента умело балансировать между разными влиятельными центрами силы, укрепляя как авторитет страна, так и свой личный. Результатом этого стало снятие со страны западных санкций и постепенный отход от имиджа “последнего диктатора Европы”.
На фоне этих процессов довольно странно выглядит тяга Лукашенко к сближению с другими диктаторами – президентами Азербайджана и Турции Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом. И если Алиев-младший, получив власть по наследству от Алиева-старшего, уже долгие годы неустанно трудится над укреплением своего реноме диктатора, то у Эрдогана этот талант “прорезался” в последние годы”.
После определённых шагов по демократизации Турции, турецкий лидер вдруг резко изменил свои приоритеты и взял курс на укрепление личной власти, в частности, путем изменения конституции страны, преследования независимых СМИ.
При этом Алиев и Эрдоган умело используют готовность Запада в угоду Realpolitik забыть о своих декларируемых принципах и ценностях, о правах человека, о борьбе с коррумпированной властью, о томящихся в застенках журналистах и правозащитниках. И если в случае с Азербайджаном на кону энергоресурсы страны, то в случае с Турцией - миграционный кризис.
Общие ценности и новые союзники
В контексте того, что Беларусь никак нельзя причислить к числу стран с населением, исповедующим ислам, вызывает удивление визит главы этого государства в Стамбул для участия в саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС). Интересно было бы узнать, что же объединяет Минск и ОИС, в состав которой входит множество стран, мягко говоря, с авторитарной моделью управления. А это оказывается, согласно государственному агентству БЕЛТА: “во многом совпадающие подходы и приоритеты на международной арене, в первую очередь, в таких сферах, как семейные ценности, религиозная толерантность, устойчивое развитие, права человека”.
Остается только догадываться, насколько “совпадают” по этим вопросам подходы Белоруссии и одного из мировых лидеров по “религиозной терпимости и защите прав человека” Саудовской Аравии. Однако вызывает интерес даже не столько сам визит, сколько демонстрация тесной дружбы Лукашенко с Эрдоганом. Президент Белоруссии предложил своему турецкому коллеге активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, осуществив перезагрузку по ряду конкретных направлений с акцентом на торговле и экономике.
Любящий на словах декларировать свою приверженность к союзу с Россией белорусский лидер в очередной раз продемонстрировал, что на практике его дела во многом расходятся со словами. Ведь его действия выглядят довольно странно на фоне резкого обострения отношений между Москвой и Анкарой.
Хотя надо признать, что все последние действия белорусских властей говорят о том, что этот визит и заявления Лукашенко неслучайны. Это и отказ вместе с Казахстаном и Киргизией от критики действий турецких властей, сбивших российский самолет, блокировка в рамках ОДКБ каких- либо жестких антитурецких заявлений. Более того, президенты этих же стран выступили против назначения представителя Армении на пост генсека ОДКБ, несмотря на существовавшую договоренность, посчитав, что это будет выглядеть как “откровенно недружественный выпад против Турции”.
Понять и простить
Минск и ранее не отличался особой приверженностью к выполнению своих союзнических обязательств. Однако, ранее в основном это касалось Армении. Белорусский лидер не очень и скрывал, что ему более важны отношения с Азербайджаном, чем с союзником по ОДКБ - Арменией.
Ярким свидетельством этого стало то, что в первый день апрельской “четырехдневной” войны, вместо того чтобы узнать о ситуации в зоне конфликта от президента союзной Армении, Лукашенко решил позвонить президенту Азербайджана.
И последовавшее сразу за этим заявление МИД Белоруссии, в котором говорилось, что Минск выступает за мирное разрешение конфликта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, прежде всего, на основе соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств, а также соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и решений ОБСЕ (правда, позже белорусский МИД выступил с более взвешенным заявлением). Что касается позиции Минска в украинском конфликте, то учитывая соседство с Украиной и тесные экономические связи с этой страной, их можно понять.
Но столь активная демонстрация дружбы с Турцией, никак не желающей раскаиваться за свой “удар в спину” России, рождает много вопросов о надежности Лукашенко как российского союзника. Ведь одно дело тесные контакты с Эрдоганом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, никогда не скрывавшего своей приверженности идеям тюркской солидарности, другое дело - заявления и действия властей Белоруссии, находящейся в едином “союзном государстве” с Россией.
Тем более, спустя пару недель после того как Москва выделила Минску 2 миллиарда долларов для спасения белорусской экономики.
Все эти действия белорусских властей говорят о том, что Лукашенко полностью уверен, что Россия будет мириться с любым его шагом. И учитывая довольно странное отношение России к своим союзникам, подобная позиция и нежелание учитывать российские интересы вполне имеют право на жизнь.
Ведь как показали апрельские события в Карабахе и реакция на них российской стороны, Москва готова не считаться с жизненно важными интересами верных союзников и при этом, как в случае с Минском и Астаной, мириться с любыми антироссийскими шагами других союзников.
Cсылка оригинала: http://newsarmenia.am/news/analytics/tyurkskiy-virazh-lukashenko/
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать