В субботу, 9 апреля, сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетили Ереван с целью проведения переговоров с руководством Армении. Их встретили в Ереване молодежной акцией протеста, участники которой были возмущены реакцией мирового сообщества, в частности посредников, на агрессивные действия Азербайджана.
Кто виноват?
Однако армянскую общественность интересовало больше, с какими предложениями прибыли посредники в Ереван.
«Наша основная задача заключалась в том, чтобы помочь сторонам стабилизировать ситуацию, а также предпринять меры, направленные на то, чтобы военные действия не повторялись. Хочу подчеркнуть, что в наш мандат не входило проведение расследования, кто первый начал, и кто ответственен за произошедшее», — сказал в своей вводной речи российский сопредседатель МГ ОБСЕ Игорь Попов на пресс-конференции.
Избегали посредники неудобных вопросов об их отношении к военным преступлениям азербайджанской стороны. «Мы крайне озабочены и обеспокоены всеми случаями нарушения прав человека и теми случаями, которые были представлены в сети. Сообщения, которые мы получили, находятся в центре нашего внимания», — сказал американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик.
Что делать?
Не желая давать ответа на вопрос «кто виноват?» в обострении, посредники были скупы и отвечая на другой вопрос — «что делать?». Как бы символизируя ту особую роль, которую играет в переговорном процессе Россия, в основном на вопросы журналистов отвечал российский сопредседатель Игорь Попов.
По его словам, общий вывод от проведенных в Баку и Ереване встреч заключается том, что стороны демонстрируют готовность, сохранять перемирие, которое было достигнуто в Москве. О том, как эта «готовность, сохранять перемирие» стыкуется с регулярными обстрелами азербайджанской армией карабахских позиций, в результате которых есть погибшие, сопредседатель распространяться не стал. Как и том, как посредники планируют «вернуть доверие между сторонами».
Попов сообщил, что возвращение останков погибших в результате апрельских столкновений является наиболее важным вопросом, который необходимо решить в самые сжатые сроки. Он сообщил, что этим вопросом на данный момент занимается Международный Комитет Красного креста и стороны, а мониторингом и координацией действий занимается группа посла, личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика.
Не захотели сопредседатели обратить внимание и на деструктивную роль Турции в недавних событиях. Ведь на фоне призывов мирового сообщества остановить кровопролитие, лишь Анкара приветствовала военные действия, инициированные Баку. «Будем честны, Турция подписала недавнее заявление Минской группы ОБСЕ в Вене о недопустимости насилия в зоне конфликта. В связи с этим посредники готовы работать как с Турцией, так и с другими странами-участниками Минской группы», — взял на себя роль «адвоката» союзника по НАТО американский сопредседатель Уорлик.
Возвращение территорий и статус НКР
Наиболее важным на пресс-конференции было заявление сопредседателей о принципах урегулирования конфликта. Как подчеркнул российский посредник Игорь Попов, предложения МГ ОБСЕ основаны на трех принципах и шести элементах, о которых неоднократно заявляли президенты стран-сопредседателей Минской группы по карабахскому урегулированию:
Эти принципы: не использование силы, право народов на самоопределение и территориальная целостность, а среди основных шести элементов самыми главными являются два элемента. «Это возвращение территорий и это решение статусных вопросов Карабаха. Повторю еще раз наоборот, решение статусных вопросов Карабаха и возвращение территорий. Эти два принципа надо рассматривать как единое целое, их нельзя ставить один перед другим», — заявил Попов, добавив, что практически все договоренности по урегулированию в Нагорном Карабахе находятся «на столе».
Что касается перспективы возвращения непризнанной Нагорно-Карабахской Республики за стол переговоров, то, по словам Попова, посредники исходят из того, что заключение рамочной договоренности, предшествующей переходу к подготовке мирного соглашения, могло бы стать отправной точной для участия НКР в переговорах.
При этом на вопрос о невозможности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в любом статусе, Попов отметил, что «это является предметом переговоров».
В ожидании новых боев
В целом визит и заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, а также других высокопоставленных лиц стран-посредников, не дали поводов для оптимизма. Ведь именно отсутствие своевременной должной реакции на неконструктивную позицию Баку в вопросе отвода снайперов и создания механизма расследований на передовой, и осуждения шагов по эскалации в зоне конфликта с применением новых видов вооружений, привело к «четырехдневной войне».
И, судя по заявлениям представителей стран-посредников, и на этот раз не будет адресного заявления в адрес виновника эскалации. Что может быть расценено официальным Баку, как готовность мирового сообщества и впредь закрывать глаза на военные акции, ставящие под угрозу мир в регионе.
Надо отметить, что глава правительства России Дмитрий Медведев не исключил, что в произошедших в Карабахе событиях есть «турецкий след». Тем более странным на этом фоне выглядело заявление вице-премьера Дмитрия Рогозинао готовности продолжить поставки оружия Азербайджану — союзнику Анкары, через который этот «турецкий след» и прослеживается. Тем более, что, как писали СМИ, средств у Баку на оплату военных поставок чем дальше, тем меньше.
Вместе с тем, в армянском обществе нет иллюзий по поводу способности международного сообщества повлиять на политику Баку. Единственный способ удержать Ильхама Алиева от новой войны, это жесткие силовые действия без оглядки на позицию посредников. А также готовность Еревана, в случае повторения масштабных атак со стороны Азербайджана, без «последних китайских предупреждений» незамедлительно признать независимость НКР.