Во вторник, 5 апреля, было достигнуто двустороннее соглашение о перемирии между Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном. Армянский политолог и политобозреватель Айк Халатян отвечает на вопросы RFI и высказывает мнение о том, что думают в Армении о возможном сценарии дальнейшего развития событий в Нагорном Карабахе.
Айк Халатян: Само перемирие можно приветствовать, потому что остановилось кровопролитие в зоне конфликта. Но если не предпринимать никаких других действий, а только ограничиваться тем, что мы собрали Армению, Азербайджан, Нагорный Карабах и смогли договориться о каком-то временном перемирии, то подобные случаи будут повторяться, потому что не решен корень проблемы. Это, во-первых, сам конфликт. Пока что не видно никаких путей его урегулирования. И, самое главное, вторая проблема, более легко решаемая, но почему-то посредники ее не решают. Они не в состоянии повлиять на агрессивную политику Баку.
Вы можете посмотреть все заявления представителя азербайджанского МИД и азербайджанского министерства обороны. За 2014 год, когда эскалация насилия была не на таком высоком уровне, — в основном посредники предлагали отвести с передовой снайперов, на них приходится основная часть потерь. Азербайджан на это не соглашался. После 2014 года именно Азербайджан начал первым применять артиллерию, минометы, гранатометы, бронетехнику, сбил армянский вертолет. Или посредники найдут пути, чтобы утихомирить воинственные настроения в Баку, или же подобные случаи будут повторяться. Как мы видим, та эскалация насилия, которая была в июле-августе 2014 года и которую удалось остановить, эта спираль насилия начала закручиваться. По моему личному мнению и мнению многих экспертов, она будет все больше и больше закручиваться, и случаи, подобные инцидентам, которые происходили в первые дни апреля, будут повторяться.
RFI: Когда вы говорите, что эскалация будет расти, вы упоминаете причины, по которым ее невозможно остановить или уменьшить. А существуют ли, на ваш взгляд, причины, которые еще нагнетают? Есть ли силы, которым это просто выгодно?
Посредники последние несколько лет предлагают механизм расследования инцидентов на передовой. Армянская сторона согласна, а азербайджанская сторона против. Мы понимаем, что армяно-азербайджанский конфликт так легко не решится. Но есть некоторые вещи, которые можно сделать, и тем самым значительно снизить уровень насилия в зоне конфликта.
Теперь вторая часть вашего вопроса: кому это выгодно? Если взять внешних игроков, то это в основном выгодно Турции — создать еще одну зону напряженности вокруг России с участником российского союзника. С другой стороны, в условиях этой напряженности была очень неправильная политика России — массовые поставки наступательного оружия азербайджанской армии. В условиях, когда страны НАТО, за исключением Турции, не продают оружие сторонам конфликта, даже Китай не идет на крупные поставки оружия ни Армении, ни Азербайджану, российские поставки породили у азербайджанских властей иллюзию того, что конфликт можно решить силовым путем. Как мы увидели в эти дни, все уверения российской стороны, что «мы ситуацию контролируем, вам не о чем беспокоиться, что эти поставки оружия могут повлиять на ситуацию в зоне конфликта», оказались неправдой. Можно сказать, что российская сторона очень грубо ошиблась, потому что системы оружия, которые Россия продавала Азербайджану за эти годы, были применены в зоне конфликта. Это что касается внешних игроков.
Но надо понимать, что логика этого обострения исходит из позиции Баку. Давайте прямо говорить — армянской стороне сохранение статуса-кво выгодно. Армения одержала победу в 94-ом году, в ее руках находятся большие территории. Поэтому Армения готова к компромиссным решениям, но даже если решения о компромиссе не будет, двум армянским республикам это каких-то больших неудобств не составит. Именно Азербайджан не устраивает статус-кво и при этом он желает добиться уступок от армянской стороны, не идя на уступки со своей стороны. Это путь в никуда, это тупик. То, что Азербайджан сейчас предлагает Армении, непонятно. Что значит «верните зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха, тогда мы поговорим о статусе Нагорного Карабаха, но обязательно в составе Азербайджана»? Это бред.
Как показали события этих дней, единственным гарантом безопасности Нагорного Карабаха является его армия и та мощная линия обороны, которую Азербайджану так и не удалось преодолеть, несмотря на все примененные силы. В основном там захвачены несколько постов первой линии: три на северо-восточном и пять, по-моему, на юго-восточном направлении. Каких-то серьезных успехов добиться азербайджанской армии не удалось, при этом она понесла огромные потери. При этом азербайджанское руководство в ситуации последних лет начинает чувствовать себя неуверенно. Падают цены на нефть. И если раньше как-то можно было отвлечь внимание своего общества от внутренних проблем, то сейчас появилась необходимость какими-то мощными шагами к поискам внешнего врага отвлечь внимание своего общества от всех тех проблем, которые есть — и со стороны экономики, и с правами человека, и, допустим, какой-то политической конкуренции в стране. Это и российско-турецкий кризис. Потому что если раньше хорошие российско-турецкие отношения были бонусом к российско-азербайджанским отношениям, то резкое ухудшение российско-турецких отношений теперь негативно влияет и на отношения Азербайджана с Россией. Это и снятие санкций с Ирана.
По моему мнению, в азербайджанском руководстве есть какая-то нервозность, и они пытаются предпринимать какие-то шаги, пока их позиция еще больше не ослабла. Как мы понимаем, высоких цен на нефть не будет несколько лет, Иран больше не загонят под санкции, никто не знает, когда Россия и Турция нормализуют отношения. Все это влияет на действия азербайджанской стороны.
Вы сказали об ошибке России в этой ситуации. Можно ли это считать ошибкой или это желание разделять и властвовать, то есть контролировать ситуацию?
Мне бы очень хотелось видеть такую на годы вперед продуманную политику. Но мой опыт подсказывает, что это скорее не «разделяй и властвуй». Продажами оружия Азербайджану Россия нарушает даже договор о коллективной безопасности. Когда Азербайджан заявляет, что покупает это оружие для войны с Арменией, и Россия его продает, это нарушение договора. Оставим моральную и юридическую стороны. Мы все понимаем, что в политике действуют другие законы. Но при этом мне как эксперту, журналисту, который следит долгие годы за тем, что происходит в регионе, не понятно, что Россия получает в обмен на это.
Если бы Россия укрепила свои позиции в Азербайджане, я бы согласился с вашим утверждением, что это «разделяй и властвуй». Но что мы видим — Азербайджан не участвует ни в ОДКБ, ни в Евразийском союзе. Азербайджан — активный участник всех западных энергетических проектов, которые призваны ослабить зависимость Европы от российских энергоресурсов. Если в Армении бесплатно стоит российская военная база, то в Азербайджане стояла российская РЛС, которая играла важную роль в стратегической обороне России, при этом Азербайджан эту базу из своей страны убрал. И мы видим, что Россия это молча проглотила. Поэтому говорить о том, что Россия получает какие-то дивиденды, мы не можем. Абсурдность ситуации заключается в том, что действия России могут привести к тому, что она может потерять единственного союзника в регионе, при этом не приобретя никакого другого союзника.
Существует предположение, что Россия таким образом хотела бы ввести своих миротворцев, что создавшаяся ситуация — косвенный разговор России с Америкой. Что вы на эту тему думаете?
Даже ближайший союзник России, Армения, против российских миротворцев, да и не только российских. Нам миротворцы в зоне конфликта не нужны, потому что на примере других конфликтов и в Европе и в мире мы очень хорошо видим, как неэффективны миротворцы и к чему может привести надежда на миротворцев. Это я сейчас говорю про Армению, союзника России. Но у Азербайджана еще больше нетерпимости по этому вопросу. Если появятся миротворцы, будет труднее проводить политику шантажа посредников. В армянском обществе есть одна уверенность: единственным гарантом безопасности Нагорного Карабаха являются вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха. Нам никто не поможет. Никакие миротворцы не будут гарантией того, что Азербайджан не попытается возобновить войну. Единственный шанс не допустить войну — это сохранить баланс сил с Азербайджаном. К сожалению, вот такой взгляд в армянском обществе.
Некоторые информационные агентства говорят, что это Карабах договорился о перемирии с Азербайджаном, а в некоторых сообщениях сказано, что договаривалась Армения. Кто вел эти переговоры по перемирию?
В переговорах в основном участвовали представители Армении. Это президент Армении ездит на двусторонние или трехсторонние встречи с президентом Азербайджана. Но то, что Армения представляет Нагорных Карабах в переговорах, не означает, что Нагорный Карабах будет делать так, как скажет Армения. Армянское руководство находится в тесной связи с руководством Нагорного Карабаха. Если бы не было согласия Нагорно-Карабахской республики на перемирие, Армения не смогла бы заключить это перемирие, потому что там воюют не ее войска. Как бы тесно Армения и Нагорный Карабах ни были связаны, Нагорно-Карабахская республика — это все-таки отдельное государство со своими органами власти. В очень многих серьезных ситуациях было так, что Нагорно-Карабахская республика и во внутриполитических вопросах, и во многих других шла наперекор Армении.