В ночь с 1 на 2 апреля 2016 г. азербайджанские вооружённые силы приступили к крупномасштабной диверсионной операции, причём, судя по сообщениям, сразу на всех направлениях линии соприкосновения противоборствующих армий в Нагорном Карабахе. Безотносительно к тому, кто и сколько потерь понёс, интересно достоверно узнать, что или кто послужил на этот раз тем самым casus belli, который вполне может привести к перерастанию в полномасштабную войну, если найдутся заинтересованные в этом силы. Как правило, такие силы могут быть и очень отдалёнными от театра реальных или потенциальных военных действий.
До сих пор трудно домыслить истинные причины создавшейся ситуации. Хотя 2 апреля уже прозвучали одёргивания и призывы к сторонам конфликта «к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности». Удивительно, но реальная реакция на действия Азербайджана поступала только из России – при молчании, соответственно, двух других стран-сопредседательниц Минской группы (МГ) ОБСЕ, т.е. США и Франции. Видеокадры фиксировали министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна и рядом с ним сопредседателей МГ ОБСЕ, в том числе и американца Джеймса Уорлика. Однако высшее руководство западных посредников молчало. А из Москвы вслед за Кремлём высказалось и МИД РФ, реагировал и министр обороны России Сергей Шойгу, видимо, по прямой связи контактировавший с коллегами из Армении и Азербайджана. Среагировали даже генсек ОДКБ Николай Бордюжа и Секретариат ОДКБ, квалифицировавшие действия Азербайджана как безответственные и обвинившие именно Баку в обострении ситуации. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провёл экстренные беседы с главами МИД Армении и Азербайджана, и т.д.
Реакция в самом Нагорном Карабахе и Армении была предсказуемой. Это и срочные заседания Советов безопасности обеих республик, это и заявления их Министерств обороны, и т.д. Между тем, Азербайджан долгое время вообще молчал о том, что происходит. И, видимо, только серьёзные военные потери вынудили Баку (на уровне Минобороны) признать, что, действительно, азербайджанская сторона первой напала на оборонительные позиции Армии обороны НКР. Позже МИД Азербайджана прибегнул к традиционному трюку – во-первых, попытался перенести ответственность на Армению и НКР, пригрозив им «всей ответственностью за сложившуюся ситуацию». Во-вторых, вновь вернулся к лже-тезису о «присутствии армянских ВС на оккупированных территориях» как «основной помехе урегулирования конфликта» и «причины обострения ситуации и инцидентов». И в качестве «резюме» МИД Азербайджана в очередной раз произносит как мантру: «Для урегулирования конфликта и восстановления устойчивого мира в регионе международное сообщество в соответствии с требованиями четырёх резолюций СБ ООН в первую очередь должно категорически потребовать от официального Еревана вывода армянских Вооружённых сил со всех оккупированных территорий».
Иными словами, Баку требует от «международного сообщества» полной и безоговорочной депортации всего армянского населения НКР, потому что осведомлённым лицам и государствам доподлинно известно, что на линии соприкосновения противоборствующих армий в Нагорном Карабахе оборону против азербайджанских формирований и, кстати, примерно таких же турецких «военных советников», которые руководили боевыми операциями азербайджанцев в 1991-94 гг., ведёт исключительно Армия обороны НКР. То есть – вооружённые силы карабахских армян, которые в своём статусе, закреплённом, кстати, действующей Конституцией НКР, мало чем отличаются от вооружённых сил Абхазии, Южной Осетии и т.д. Обвинения же в том, что якобы карабахские армяне осуществляли 2 апреля «артиллерийские обстрелы армянскими ВС гражданских объектов на территории Азербайджана», не выдерживают никакой критики. Ведь пока что известно только о гибели 13-летнего подростка на карабахской стороне, Вагинака Григоряна. Есть и тяжелораненые дети-армяне. И нет никаких сообщений о гибели азербайджанского ребёнка, хотя миру прекрасно известно, как любят и часто прибегают к тезису об «убийстве армянами детей» азербайджанские пропагандисты. Гибель же несчастного В.Григоряна наглядно показывает, кто открыл огонь именно по гражданским объектам и где могут быть жертвы среди гражданского населения. Тем более что источники в НКР сообщают о том, что помимо артиллерии, азербайджанцы задействуют танки, боевую авиацию, БПЛА и даже оружие массового поражения – установки залпового огня БМ-21 «Град».
Некоторые эксперты и аналитики в Ереване и Степанакерте связывают резкое обострение на фронтах именно с тем, что президенты Армении, Азербайджана и Турции недавно были в Вашингтоне на саммите по международной ядерной безопасности. Правда, приходят к различным выводам о реальном поводе, использованном Азербайджаном для очередной военной провокации. Действительно, в Вашингтоне не совсем добродушно отнеслись к Ильхаму Алиеву и даже чуточку «пожурили» Реджепа Тайипа Эрдогана, но не за деструктивные действия, скажем, на Кавказском направлении или в Сирии или внутри Турции против курдов, а за «ущемление свободы печати» и т.д. Но вряд ли это были действия, т.е. попытка очередной диверсионно-подрывной операции, с целью, как настаивали прозападные аналитики в Ереване, чтобы «Баку при помощи Анкары разыграл «карабахскую карту» с целью демонстрации США своей особой позиции». И тем более, вряд ли это связано с тем, что в Вашингтон «забыл пригласить Россию» на саммит. Кто более или менее в курсе сообщений российских телеканалов, сможет подтвердить: прозападники в РФ все последние дни резко критиковали руководство своей страны за отказ от участия в этом саммите. Но совершенно ясно одно: приказ отдал лично И.Алиев, и азербайджанская армия готовилась загодя, а не «внезапно напала». В этом убеждают совместные военные учения с задействованием авиации, которое недавно провели Турция и Азербайджан на турецкой территории.
Учитывая, что, со всеми оговорками, США не ставят под вопрос участие Турции в «американской антитеррористической коалиции» по той же Сирии, тяжело предположить, что Турция единолично скомандовала Азербайджану что-то предпринять на фронтах. Логичней предположить, что мир имеет дело с глубинной домашней заготовкой США перед возможными попытками переноса театра действий по «антитеррористической борьбе» в Кавказский регион, о чём неоднократно мировое сообщество предупреждалось и в прошлом году, когда сообщалось о турецкой военной активности не только в Азербайджане, но и в Грузии. А, как известно, в Грузии в Минобороны рулит исключительно прозападная, пронатовская деятельница Тина Хидашели. И были сведения о чётких связях между Панкиси (на границе с РФ) и неким террористом из «Исламского государства» аш-Шишани, который является этническим чеченцем-кистинцем. Аш-Шишани уже пару раз объявляли ликвидированным, но он благополучно «воскресал» и были сведения, что даже успел съездить не только в Турцию, но и в США.
Только на первый взгляд возможная взаимосвязь между Сирией и антитеррористической борьбой против ИГ с нынешней военной провокацией Азербайджана против НКР – фантастика. В реальности же это – на наш взгляд, единственно вероятный сценарий, вернее, закулисная часть сценария. Во всяком случае, как мы знаем, принимая участие в совместных военных учениях в Турции, Азербайджан не поспешил примкнуть ни к «американской антитеррористической коалиции», ни к «коалиции четырёх в Багдаде» (Россия, Иран, Сирия и Ирак). И этот факт стопроцентно указывает на то, что турки готовили Азербайджан именно к тому, что и началось в ночь с 1 на 2 апреля в Нагорном Карабахе. Понятно и – почему именно в Нагорном Карабахе, а не против непосредственно Армении. Инцидент с российским Су-24 в небе Сирии показал туркам, что их союзники по НАТО во главе с США, «в случае чего», оставят Эрдогана в том же положении, в котором в итоге очутился в августе 2008-го гражданин Украины и мэр Одессы Михаил Саакашвили из-за своей военной авантюры против Южной Осетии. Тем не менее, как и над Грузией в 2008-м, сейчас над совместной «заготовкой» Турции и Азербайджана против армян также «раскрыт зонтик» США, кто бы и что бы ни говорил и к каким бы контраргументам ни прибегал. Повторим: ведь Турция продолжает оставаться в «команде» американцев по Сирии, играет роль на Женевских переговорах, а сейчас аж «прячет» убийцу российского лётчика Алпарслана Челика «подальше», но по обвинению в «махинациях». Видимо, чтобы этот Челик вообще никогда не заговорил? Похоже на то, учитывая, что Челик представляет террористическую организацию «Боз гурт» («Серые волки»), которая действовала и действует в Азербайджане с 1991 года. И, кстати, принимала активное участие в карабахской войне 1991-94 гг.
А вот чтобы понять, чего добиваются Турция и Азербайджан (при возможном «подковёрном» участии США), следует вновь вернуться к призывам в заявлении азербайджанского МИД от 2 апреля. Желание Баку очевидно – вопрос о «выводе армянских ВС с оккупированных территорий» должен статьНАИПРИОРИТЕТНЫМ на мирных переговорах по НКР. И в рамках ОБСЕ и МГ ОБСЕ эту линию поддержат США и Турция – не будем забывать, что хотя Анкара и не является членом МГ ОБСЕ, но, по до сих пор малопонятным основаниям, Турция официально числится участником Минской конференции (МК) ОБСЕ. Той самой, на которой, по мандату именно ОБСЕ, и будет принято окончательное решение по конфликту. До созыва МК ОБСЕ путь ещё не близкий, и поэтому пока противники Армении и Нагорного Карабаха будут «продавливать» именно вариант подмены понятий и изменения повестки дня. Дело в том, что вопреки пресловутым Мадридским принципам, где также есть пункты о выводах войск и т.д., есть и пункты о размещении неких (пока ещё не созданных) международных разделительных воинских контингентов. Но в Мадридских принципах отмеченные пункты – последние, пятый и шестой, а перед ними – другие пункты, регламентирующие ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ урегулирования, т.е. референдум-плебисцит и т.д., и т.п. Именно по этим пунктам переговоров нет прогресса, потому что, во-первых, в ходе многолетних переговоров Баку неоднократно уточнял, что считает «оккупированными территориями» не только пояс безопасности вокруг НКР, но и весь Нагорный Карабах. Во-вторых, референдум-плебисцит азербайджанцы согласны проводить только на всей территории Азербайджана, а не только в НКР.
Перенося же на первый план вопрос о «выводах войск», Баку и Анкара не просто рушат Мадридские принципы – они закладывают мину под весь формат сопредседательства МГ ОБСЕ, так как уничтожают остатки авторитета участников данного формата. Но, кроме того, гораздо раньше «графика» актуализируется вопрос о вводе в ВЕСЬ (!) Нагорный Карабах тех самых международных разделительных войск, которые ещё не созданы. При учёте полной бездарности и бессилия Евросоюза, понятно, что «первую скрипку» в будущем в перипетиях по Нагорному Карабаху сыграют именно США – ведь на всех уровнях и в Армении, и в НКР будут против прямого участия Турции. И что там решат американцы – одному Богу известно, но в Сирии, например, они финансировали около 5 лет те силы, которые избрали политику и действия, направленные на геноцид христиан. Доказательств и свидетельств жертв геноцида не надо – достаточно вспомнить Совместное обращение Патриарха Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска от 12 февраля 2016 г.
Для чего всё это нужно Турции и Азербайджану, догадаться вполне можно. Для чего такой сценарий нужен США – остаётся только гадать, разве что для неких враждебных действий против соседних России и Ирана, коль скоро Вашингтон на официальном уровне продолжает считать эти государства своими противниками. Впрочем, судя по крайне оперативным реагированиям из Москвы, план «тримарана» США-Турция-Азербайджан не является секретом для России. И тогда более чем понятно, зачем из года в год укреплялись и 102-я российская военная база в Армении, и сами армянские Вооружённые силы. Наконец, при занятости в антитеррористических действиях в Сирии, ни РФ, ни Ирану не нужны в тылу чьи-то войска, обслуживающие интересы США. Следовательно, мы вскоре столкнёмся с противодействием описанному сценарию обострения ситуации в Нагорном Карабахе.