Накануне в Москве прошла встреча посла Сирии в России Рияда Хаддадас российской молодежью и СМИ. Особый интерес встрече придали недавнее решение президента России Владимира Путина вывести основную часть группировки ВКС из Сирии, а также объявление сирийскими курдами о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии.
В Дамаске заранее знали о решении Москвы
Как заявил Рияд Хаддад корреспонденту EADaily, решение о выводе ВКС РФ не стало неожиданностью для сирийских властей. Обе стороны находятся в тесном контакте, и сирийским властям было заранее доложено, что Россия пойдет на такой шаг для поддержки переговорного процесса под эгидой ООН в Женеве.
Выступая перед собравшимися, Хаддад отметил эффективность действий российских ВКС — это стало поворотным моментом в борьбе с терроризмом, подорвало инфраструктуру боевиков и нанесло им большой урон. При этом посол сделал довольно интересное заявление о том, что Сирия платит за российское вооружение с учётом действующих договорённостей. Тем не менее, он оставил за скобками массу вопросов о том, откуда сирийские власти берут столько денег, чтобы оплатить подобные объёмы поставок, с учетом полностью разрушенной в результате пятилетней войны экономики и хаоса в стране.
Что касается операции ВКС РФ, то Хаддад заявил: «Это стало помощью народу Сирии и правительству Сирии, нашим вооружённым силам, и это бесплатно». На вопрос о дальнейшем сотрудничестве Дамаска и Москвы в борьбе с терроризмом посол ответил, что координация усилий по борьбе с терроризмом между Сирией и Россией находится на высшем уровне, и она продолжится на том же уровне — серьезно и твердо. В этой связи он напомнил слова Владимира Путина, что если будет необходимо, российские войска вернутся.
Дамаск не будет вести переговоров с вооруженной оппозицией
Однако самыми интересными были ответы посла о переговорном процессе и курдах. При этом, говоря о делегации сирийской оппозиции в Женеве (ВКП — Высший комитет по переговорам оппозиции Сирии), посол высказал противоречащие друг другу оценки.
«Существует национальная патриотическая оппозиция в Сирии, и у нее есть политическая программа в Сирии. Существование такой оппозиции — это нормальное явление. И представители этой оппозиции отправились в Женеву, чтобы вести переговоры с нашими представителями», — сказал он. С другой стороны Хаддад указал на негатив, заодно намекнув на участие Саудовской Аравии (которую он прямо обвинил в финансировании террористов в Сирии) в формировании этой делегации. Хаддад напомнил, что Совбез ООН дал полномочия спецпосланнику ООН по Сирии Стаффану де Мистуре для определения состава делегации оппозиции. «И он, естественно, начал подвергаться давлению со стороны Саудовской Аравии и других региональных сил. Должен сказать, что та делегация, что отправилась в Женеву, не представляет всю оппозицию. Поэтому могу сказать, что делегация оппозиции находящаяся в данный момент в Женеве, имеет много недостатков. И главная задача де Мистуры, устранить эти недостатки. Это необходимо, чтобы представить множество видений других частей оппозиции», — добавил он.
Посол отверг возможность переговоров с той частью сирийской оппозиции, которая вела вооруженную борьбу с властями, фактически сведя их на уровень ДАИШ («Исламского государства», ИГИЛ, ИГ) и «Джебхат ан-Нусры» (обе группировки запрещены в РФ как террористические), которые выведены из переговорного процесса внешними игроками.
«Кто держал в руках оружие и стрелял в солдат Сирийской армии, не считается оппозицией. Мы не считаем оппозицией тех людей, которые держали оружие и взрывали заминированные машины, убивали мирных жителей. Эти не оппозиция. Существует ли в мире такое понятие, термин, как „вооруженная оппозиция“? Кто держит в руках оружие и направляет его на нашу армию и народ, он должен быть убит, а не вести переговоры» — заявил посол, отвечая на вопрос корреспондента EADaily .
Автономия курдов незаконна
Существенное место в ответах посла занял комментарий решения сирийских курдов — превратить Сирию в федеральное государство, создав на подконтрольных территориях федеративный регион.
Он подчеркнул, что курды исторически являются неотъемлемый частью сирийского общества, играли важную роль в развитии страны и ее истории. «Это полотно, которое образовывалось тысячелетиями. Если кто-то попытается разделить, сорвать его, то это будет безуспешно, поскольку большинство курдов — за целостность нашей страны, нашего народа. И мы гордимся их патриотическим настроем. Я утверждаю, что это большинство не согласно с заявлениями(о федерализации Сирии — ред.)», — сказал он.
По словам Хаддада, курды, как и остальные сирийцы, воюют с террористическими группировками, поэтому сирийское правительство поддерживало их оружием и боеприпасами. Благодаря чему они смогли освободить главные города, где проживали преимущественно курды, например Кобани.
Посол заявил, что федерализация Сирии напрямую угрожает целостности страны. «И противоречит нашей Конституции, национальным понятиям. Даже противоречит международным резолюциям и решениям. Поэтому всякие заявления в таком русле являются незаконными. И нет никакого экономического, социального обоснования для этого. Она не отражает мнение народа Сирии, который говорит о необходимости сохранения целостности страны», — подчеркнул он.
Он также добавил, что первоочередной задачей народа Сирии сейчас является борьба с терроризмом. «Это является задачей всего народа, всех без исключения. И любое отклонение от этой цели является поддержкой терроризма или тех сил, которые хотят ослабления Сирии и нашей армии, распространения хаоса. Поэтому я считаю все эти заявления незаконными и односторонними», — сказал посол.
На вопрос, планируют ли сирийские власти вести перегоровры с курдами по этому вопросу, Хаддад уклончиво ответил, что власти ведут переговоры со всеми группировками из оппозиции.
Асад не хочет идти на уступки
Фактически, со слов посла стало ясно, что президент Сирии Башар Асад не готов идти на какие-либо реальные уступки оппозиции. Вероятно, сирийский президент решил, что при поддержке российской авиации удалось достичь коренного перелома в войне, и теперь сирийская армия в состоянии самостоятельно продолжать наступления на позиции боевиков.
Требования к внешним игрокам — Турции, Саудовской Аравии, Катару, а также их покровителям в лице США и западных стран прекратить вмешательство во внутренние дела Сирии, финансирование террористических групп, их переправку через свою территорию в Сирию, логично и законно. Но вот желание вытеснить из переговорного процесса «вооруженную оппозицию» означает, что Дамаск не желает делиться властью. Ведь и так две ведущие антиправительственные силы — террористические группировки ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра», контролирующие значительную часть страны, — исключены из переговоров. А устранение не входящих в их состав оппозиционных сил, контролирующих некоторые районы, вообще лишает смысла переговоры в Женеве. При таком исходе вести переговоры придется с людьми, совершенно не влияющими на процессы в самой Сирии. И представители Асада в переговорном процессе не упустят случая им на это указать.
Отдельной темой являются курды, решившие использовать в своих интересах сложившуюся ситуацию, и тем самым настроившие против себя другие конфликтующие стороны в Сирии, а также Турцию. Анкара вряд ли будет спокойно наблюдать за созданием фактически независимой курдской автономии у своих границ.