На днях завершился неожиданный визит в Баку вице-премьера Дмитрия Рогозина. Интриги поездке добавляло то, что не было никакой официальной информации, что побудило Рогозина, вместе с представителями руководства спецэкспортера российских вооружений «Рособоронэкспорта», Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), столь внезапно посетить столицу Азербайджана. О важности же вопросов, которые предстояло обсудить, говорил уровень встреч — российский вице-премьер провел переговоры с президентом республики Ильхамом Алиевым.
Уже на следующий день в Баку прошли переговоры замминистра иностранных дел России Григория Карасина и главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. «Обсуждались вопросы двусторонних российско-азербайджанских отношений, включая подготовку к встречам на политическом уровне согласно имеющимся договоренностям. Стороны обменялись мнениями о развитии ситуации в регионе, перспективах взаимодействия России и Азербайджана с соседними государствами. Отдельное внимание было уделено тематике нагорно-карабахского урегулирования, а также процессу разработки документов, касающихся международного сотрудничества на Каспии», — сообщила пресс-служба российского МИД.
Что касается целей визита Рогозина в Баку, то о них со ссылкой на свои источники сообщил «Коммерсантъ». По информации источника, основной темой переговоров станет урегулирование военно-технического сотрудничества двух стран, так как из-за падения цены на энергоресурсы Баку не в состоянии расплатиться с Россией по ранее заключенным оружейным контрактам. «Дошло до того, что заказанная ими техника была изготовлена и доставлена, но пока стоит без движения в порту в ожидании разгрузки и разрешения всей ситуации», — сообщил изданию один из собеседников.
По итогам переговоров Рогозина в Баку в официальных сообщениях для прессы вопрос о платежеспособности Баку затронут, конечно же, не был. Однако то, что он обсуждался, свидетельствует запись Рогозина на своей официальной странице в Twitter: «Главное: стороны подтвердили, что являются ответственными и надежными партнёрами, в том числе в такой чувствительной области как военно-техническое сотрудничество».
То, что эта область чувствительная, свидетельствует реакция Армении на поставки российского оружия Азербайджану. Причем, если власти республики стараются публично резко не критиковать российского союзника, то армянские СМИ откровенно высказываются на эту тему. Они обращают внимание на то, что помимо моральной стороны вопроса, это нарушает и обязательства России в рамках ОДКБ (1 ст. Договора о коллективной безопасности. Государства — участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства — участника). Указывается, в частности, что, закупая российское оружие, азербайджанские власти не скрывают, что оно предназначено для войны с Арменией. Особенно странно эта торговля Москвы и Баку выглядит на фоне того, что страны НАТО (за исключением Турции) во главе с США отказываются от продажи оружия обеим конфликтующим сторонам.
К тому же закупаемые Азербайджаном некоторые системы оружия, к примеру реактивные системы залпового огня «Смерч», могут быть использованы против мирных населённых пунктов. Об этом свидетельствуют как широкое применение азербайджанской стороной РСЗО «Град» против армянских городов и сел в годы карабахской войны 1992−1994 гг., так и недавние боевые действия на Донбассе.
Что касается армянских властей, то они лишь в последние два года начали публично выражать свое недовольство действиями России. Позицию Еревана по этому вопросу обозначил президент Армении Серж Саргсян. «Со дня формирования Вооруженных сил Армении, мы благодарны нашему союзнику(России — EADaily) за оказанную нам поддержку. Конечно, в этих отношениях нас беспокоит то обстоятельство, что Россия по разным причинам продает оружие Азербайджану, и проблема здесь не в качестве вооружений. Проблема в том, что стоящий на границе армянский солдат осознает, что его пытаются убить из российского оружия. Это самое сложное обстоятельство, и это может плохо отразиться на наших отношениях», — заявил почти год назад Саргсян в ходе международного медиафорума «У подножия Арарата».
При этом, в кулуарных беседах представители военных и политических кругов Армении подчеркивают, что их беспокоит не столько военная сторона вопроса, сколько моральная и политическая. По их словам, накопленного армянскими военными вооружения, в том числе и благодаря сотрудничеству с РФ, достаточно для того, чтобы нанести противнику сокрушительное поражение в случае попытки решить карабахский конфликт силовым путем.
Последним же примером поддержки Москвой боевых возможностей армянской армии стал льготный кредит в $ 200 млн, предназначенный для закупки современного российского оружия. В свое время экс-министр обороны АрменииВагаршак Арутюнян обозначил вклад российской стороны в повышение боеспособности ВС Армении с помощью поставок Еревану оружия по ценам ниже рыночных. «Если военный бюджет Азербайджана официально составляет $ 3,6 млрд, a Армении — $ 400 млн, и армянской стороне удается держать баланс сил в регионе, значит $ 3,2 млрд восполняются за счет того, что Россия берет на себя обязательства по обеспечению безопасности», — сказал он. При этом, по убеждению Арутюняна, для Еревана выгодно, чтобы Азербайджан покупал вооружение у России, поскольку тем самым Баку попадает в зависимость от российских комплектующих и технологий.
При всем этом, надо отметить, что в Москве постепенно появляется понимание того, что надежды на усиление своего влияния в Азербайджане с помощью содействия в вооружении ее современным оружием не оправдались. Баку так и не стал участником инициированных Москвой интеграционных проектов, активно участвует во всех западных энергетических проектах, направленных на ослабление зависимости Европы от российских энергоресурсов, а также в свое время довел дело до вывода со своей территории российской РЛС в Габале.
На фоне российско-турецкого конфликта, учитывая симпатии и действия Баку,эксперты начинают задаваться вопросом, насколько оправдано продолжение прежней политики по поставкам наступательного оружия Азербайджану. Особенно при отсутствии значимых дивидендов от этого в политической, а теперь и сугубо материальной сфере.
В конечном итоге, как бы ни выгодно было с экономической точки зрения продолжение военно-технического сотрудничества с Баку, политические риски для Москвы сейчас выше. Речь об ОДКБ, переживающей сложные времена из-за отсутствия безоговорочной поддержки (за исключением Армении) лидера организации России в ее противостоянии с Турцией. В случае новой армяно-азербайджанской войны организация может быть поставлена в крайне неприятную ситуацию.