Глава кабинета министров Армении Овик Абрамян на заседании правительства 25 февраля распорядился освободить от НДС импортируемые в страну автомобили из других государств Евразийского экономического союза. Хотя до этого министерство финансов и министерство международной экономической интеграции и реформ утверждали, что взимание НДС предусмотрено заложенными в договоре "переходными положениями" о вступлении Армении в ЕАЭС, и армянская сторона действует строго в рамках евразийских правил игры.
Почему же армянское руководство после нескольких раундов заочных дебатов с ЕЭК несколько раз изменило свою позицию и, наконец, решило отказаться от столь важных для бюджета доходов по линии НДС, тем самым дезавуировав ранее озвученные заявления?
Армянское общество узнало о недопустимости взимания НДС при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС после громкого заявления члена (министра) коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой в ходе телемоста Ереван-Москва несколько недель назад. Она четко дала понять, что практика взимания НДС с физических лиц, импортирующих автомобили из государства ЕАЭС (в основном из РФ) в Армению является "торговым барьером", что "запрещено" договором Евразийского экономического союза.
Заявление Валовой было неожиданным и прозвучало как гром среди ясного неба. Конечно, этот вопрос не мог не обсуждаться в ходе рабочих встреч в рамках ЕАЭС, но к обнародованию проблемы армянская сторона не была готова. Именно поэтому три-четыре дня правительство и министерство финансов в лучшем случае отмахивались от ответов журналистов, а порой и просто отказывались отвечать на них.
Затем, после паузы длиною в несколько дней, довольно жёстко отреагировал замминистра финансов Армен Алавердян, по словам которого армянская сторона не допускала никаких нарушений или отклонений от договора по ЕАЭС, поскольку она имеет право взымать НДС согласно переходным положениям договора. Он заявил, что взимание налога на добавочную стоимость с машин, ввозимых в Армению из стран-членов Евразийского союза, продолжится, поскольку это в интересах госбюджета, который и так теряет деньги из-за спада импорта автомобилей из третьих стран.
"В 2015 было импортировано автомобилей на 22 млрд драмов (около $44 млн) вместо 44-45 млрд (около $88 млн). В итоге мы потеряли денег на сумму более 20 млрд, и причина в том, что часть машин была ввезена не из третьих стран, а из РФ", — добавил Алавердян.
Затем, пытаясь пояснить ситуацию, министерство международной экономической интеграции и реформ Армении выпустило напичканный официальной терминологией пресс-релиз. В нем также содержится ссылка на "переходные положения" договора, но при сильной фильтрации документа, можно увидеть два важных обстоятельства, повествующих о причинах взимания НДС.
Дело в том, что товар, в данном случае автомобиль, который импортирован, например, из Германии в РФ, или просто собран в салонах иномарок в России, уже прошел растаможку, и в его цену заложен и НДС. То есть отныне, он считается товаром ЕАЭС и может свободно перемещаться по его территории. Однако министерство по реформам и международной интеграции, объясняет причину повторного взимания НДС в Армении следующим образом. При сильном упрощении сказанного, можно отметить, что в России не верят, что физлицо выплатит НДС в Армении, поэтому при продаже автомобиля взымают НДС там, а в Армении не верят, что физлицо выплатил этот налог в России, и "на всякий пожарный", взымают НДС.
В итоге простые граждане подпали под двойное налогообложение в рамках единого таможенного и экономического пространства, на что, конечно, не могла закрывать глаза Евразийская экономическая комиссия.
Заявления армянского руководства о наличии "переходных положений" в договоре, позволяющих взымать НДС, хромали на обе ноги, по той простой причине, что их просто нет в договоре.
Все "переходные положения", на которые ссылаются налоговики, касаются импорта более 800 наименований товаров из третьих стран, а не из государств ЕАЭС. В заявлениях армянских властей разумно одно, что в тяжёлых экономических условиях, с которыми сталкивается страна, правительству сложно отказаться от доходных налоговых направлений.
По подсчётам экономистов в прошлом году сумма, взымаемая в виде НДС с граждан Армении, импортировавших автомобили из РФ, составила более $10 млн. Сумма не очень большая, но армянское правительство затягивало процесс устранения этого барьера, поскольку сейчас он может иметь далеко идущие негативные последствия для казны. Например, при отсутствии НДС и растаможки, а это в купе 30% от стоимости автомобили, граждане Армении предпочтут ввозить машины не из Грузии, а из РФ. Изменится география импорта, в результате чего бюджет "недополучит" в годовом разрезе уже не $10 млн, а в несколько раз больше. Именно эта проблема обсуждалась в рамках ЕАЭС, особенно с российской стороной, поскольку из стран Союза автомобили ввозятся в Армению в основном из России.
Однако российская сторона, судя по заявлению Валовой, поставила вопрос довольно жестко, поскольку здесь "чувствовать себя равным среди равных" нельзя. В противном случае другие игроки тоже могут захотеть применить такие барьеры, так как в условиях экономических трудностей всем не хватает "лишних" налоговых поступлений в бюджет.
В итоге согласие правительства больше не взымать НДС от физических лиц при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС наталкивает на мысль, что проблема "залатывания" бюджетных дыр каким-то образом была решена или как минимум находится в процессе решения. Источники в правительстве сообщают, что с российской стороной обсуждаются различные варианты финансовой компенсации — от поиска новых источников финансирования бюджета Армении до применения простого механизма предоставления Россией ежегодного бюджетного гранта Армении.
P.S. Напрашивается вопрос — а что будет с судьбой уже поступивших в течение прошлого года в казну, как оказалось, "запрещенных по договору" ЕАЭС средств по линии НДС? Их вернут гражданам?