Конфронтация шиитов и, значит, Ирана с Саудовской Аравией – это не просто какая-нибудь «рокировка», распространяемая на Ближний Восток и смежные регионы некими силами, олицетворениями которых выступали и выступают Эр-Рияд и его «мелкие» союзники», вкупе с режимом «умеренных исламистов» Турции. Хотя это – безусловно, попытка усугубить ситуацию, и без того напряжённую из-за бесчинств группировки «Исламское государство» (ИГ) и других террористических банд в Йемене, Ираке и Сирии.

ИРАН

И нити казни саудовского шиитского богослова шейха Нимра Бакр ан-Нимри, что уже не скрывают высочайшие сферы власти и духовенства Ирана, ведут к визиту 29-30 декабря 2015 г. турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Саудовскую Аравию и совместному заявлению Эрдогана и саудовского монарха Салмана ас-Сауда о создании «Высшего стратегического совета взаимодействия» и «об усилении сотрудничества в борьбе против террористических угроз». Как передавало в конце прошлого года турецкое полуофициальное агентство Anadolu, в Эр-Рияде турецкий президент также заявил, что Анкара поддерживает идею саудовского монарха о создании «Исламского Союза». То есть – якобы, антитеррористической «Мусульманской лиги», куда саудиты не пригласили ни Иран, ни Ирак, ни Сирию, ни Ливан, хотя именно эти ближневосточные государства больше и чаще всех страдают от вылазок суннитских экстремистов.

Но сейчас все понимают, что дело уже не в Сирии, Ираке, Йемене или Ливане, в особенности на фоне того, как при поддержке Воздушно-космических сил (ВКС) России все антитеррористические силы в Сирии (да и в Ираке, хотя россияне там пока «не работают»), начиная с регулярной Сирийской армии, последние месяцы вполне успешно атакуют и вытесняют террористов, в особенности из группировок ИГ и «Джебхат ан-Нусра». Можно, конечно, пытаться «за уши притянуть» вопрос казни шейха ан-Нимра то – к версии о создании тандема Турция-Саудовская Аравия, дабы противостоять действиям тандема Россия-Иран, то – к якобы «последней стадии» американского геополитического плана по созданию «Глобального Ближнего Востока». Но мы предлагаем скрупулёзно до нудности проследить хронологию и логику событий до казни шейха ан-Нимра и после неё, чтобы, кстати, и понять, почему прямого вооружённого конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, по крайней мере, в 2016-17 гг. (с оговоркой – если не наступит некий форс мажор, будь то в Сирии или Йемене) ожидать не следовало изначально. Хотя когда турецкие власти 8 января внезапно пошли на ряд антииранских демаршей и стали усиленно отрицать публикации в иранских СМИ, в которых утверждалось, что «визит турецкого главы Эрдогана в Саудовскую Аравию связан с проведенной недавно саудовскими властями казнью шиитского духовного лидера Нимра ан-Нимра», Анкара, в сущности, выдала и предала своих сообщников с головой. «Мы решительно осуждаем заявления, сделанные в этих публикациях, стремящихся создать общественное мнение против президента Республики, и мы хотим положить этому конец сразу», — заявил представитель МИД Турции, причём турки даже вызвали на «объяснения» посла Ирана в Анкаре. Если внимательней читать эти слова, то очень запросто считывается: виноват не Эрдоган, шииты не должны переносить свой гнев на турок и Турцию.

Итак, кто же руками Эрдогана, во-первых, инициирует создание очередного «пятого колеса» на Ближнем Востоке в виде двустороннего «Высшего стратегического совета взаимодействия», и, во-вторых, отдал приказ саудитам о казни шиитского шейха? Оказывается, 29 декабря, ещё до того, как Эрдоган приземлился в Эр-Рияде, Верховный Духовный лидер Исламской революции аятолла Али Сейед Хоссейни Хаменеи на встрече с делегатами 29-й Международной конференции исламского единства заявил: «Глубокая враждебность американских чиновников к исламу подталкивает их к разжиганию розни между различными течениями ислама, в том числе между суннитами и шиитами… Чтобы противостоять вызовам, исходящим от США и их союзников, мусульманские государства должны объединиться и создать единую исламскую цивилизацию». И, конечно, в этом контексте упоминал Ливию, Сирию, Ирак и Йемен. И интересно, что в тот же день спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов провёл переговоры с послом Ирана в Москве Мехди Санайи по просьбе последнего. Обсуждалась проблематика сирийского урегулирования, сообщает пресс-служба МИД РФ. «В ходе беседы обсуждалась складывающаяся ситуация на Ближнем Востоке с акцентом на проблематику сирийского урегулирования в контексте принятых решений Международной группы поддержки Сирии и резолюции 2254 Совета Безопасности ООН», — говорится в сообщении на сайте внешнеполитического ведомства. Ещё «зажигательней» развивались события 30 декабря – США направили в Персидский залив, якобы для борьбы «американской коалиции» против ИГ, группу кораблей во главе с авианосцем «Гарри Трумэн», а иранская Революционная гвардия в те же временные промежутки вела свои учебные стрельбы в Ормузском проливе. И внезапно в США решили назвать иранские стрельбы «излишне провокационным и опасным мероприятием», хотя, как подчёркивал телеканал NBC, «стрельбы не вызвали конфликта, так как иранцы заранее предупредили о своих планах», но, мол, официальные лица США были обеспокоены тем, что гвардия производила стрельбы всего в 1,4 км от американского авианосца, который «не нарушал чьи-либо границы и двигался в международно признанной полосе морского движения». В этот же день американская The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщила, что США решили запустить новую серию антииранских санкций — на сей раз, якобы, из-за иранской национальной программы баллистических ракет.

Но в тот же день мир узнал, что Казахстан поставил Ирану 60 метрических тонн природного урана – тут нужна краткая предыстория. Дело в том, что Тегеран переправил в Россию энное количество своего обогащённого урана. «27 декабря 2015 года, в координации с «группой шести», Ираном, МАГАТЭ и соответствующими структурами СБ ООН, АО «Национальная атомная компания «Казатомпром» поставила Ирану 60 метрических тонн природного урана на коммерческих условиях в качестве оговоренной в СВПД компенсации за вывоз из этой страны низкообогащённого урана», — отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Требуется увязать отгрузку из Казахстана в Иран урана и действия американцев в Персидском заливе, а также угрозу ввести новые антииранские санкции. И если помнить, что ещё ранее в декабре официальный представитель Белого дома Джош Эрнест сообщил, что «США могут ввести новые санкции против Ирана, если сочтут действия Исламской Республики в ядерной сфере представляющими угрозу для безопасности», то станет очевидным, что и акции США против Ирана, и «командирование» Эрдогана в Саудовскую Аравию – это не просто уже давно и загодя готовившаяся операция, но и своеобразный ответ на ещё летние угрозы Ирана «отобрать» у саудитов право на «управление хаджем», т.е. паломничеством мусульман мира в Мекку и Медину. Напомним, предложив тогда (в связи с трагедиями в долине Мина – прим.) Исламскому миру, по сути, коллективное «управление хаджем», Иран покусился на априори воспринимаемые лидирующие позиции Саудовской Аравии среди мусульман планеты. И летние заявления Тегерана откровенно попахивали подготовкой к своего рода «перевороту в Умме», что ставило под вопрос позиции Саудовской Аравии и Турции, как союзницы Эр-Рияда.

Даже если допустить, что во время визита Эрдогана в Саудовскую Аравию эти две страны «всего лишь» решали вопрос о том, как противостоять действиям Ирана по оспариванию позиций турок и саудитов в мусульманском мире, в рамках чего и договорились о казне шейха ан-Нимра, всё равно мы должны понимать, что «высочайшее одобрение» Эр-Рияд на казнь шиитского богослова явно получал из иных центров. Различие в подходах саудитов и турок к той же Сирии – вполне существенно, ведь ту же группировку ИГ поддерживает не Саудовская Аравия, хотя и участвует в её пополнении новыми наёмниками. «Роли» честно поделены – за ИГ руками и ногами держатся Турция и Катар, а Саудовская Аравия – за «Джебхат ан-Нусра», «Джеиш аль-Ислам» и ряд других более мелких банд, связанных с «Аль-Каедой». И вот 1 января Секретарь Ассамблеи государственных интересов Исламской Республики Иран, экс-кандидат в президенты и экс-главком КСИР, бригадный генерал Мохсен Резайи в письме, адресованном президенту Хасану Роухани, по поводу санкций и новых провокаций США против Ирана отмечает: «Американские власти не желают официально признавать независимость и могущество Ирана, и по своей империалистической привычке вмешиваются во внутренние дела Ирана. Подобно тому, как 20 тысяч центрифуг вынудили американцев сесть за стол переговоров и доказать ядерное право Ирана, так и в этом случае мы надеемся, что в скором будущем радиус действия иранских ракет достигнет 5000 километров». Он пояснил: «Американцы полагали, что посредством имплементации Комплексного плана совместных действий, они смогут злоупотребить открытием экономических ворот и смогут проникнуть в Иран. США ответили Ирану пощечиной, вводя новые санкции. Однако благодаря дальнозоркости великого лидера исламской республики Иран и бдительности правительства и парламента Ирана, этот заговор был задушен в зародыше». Шейх ан-Нимр ещё жив, живы и другие свыше 40 шиитов Саудовской Аравии, казнённые 2 января. А Иран уже жёсточайше ответил и на турецкие дёрганья, и на угрозы США о новых санкциях.

2 января информационный фон продолжал развиваться по нарастающей. Так, иранская Нефтехимическая торговая компания впервые за пять лет получила из Европы деньги за нефть. А Китай объявил о готовности инвестировать в экономику Ирана сумму 16 млрд. евро, в том числе в нефтехимические проекты! И вот тут и последовали казни шиитов в Саудовской Аравии… В то же время, и именно 2 января, турецкий президент объявляет, что намерен с визитом поехать в США (предположительно, 31 марта), а также заявляет, что «Израиль нуждается в таком союзнике, как Турция. И мы должны признать, что также нуждаемся в Израиле». Итак, круг замкнулся – Турция хочет «представить отчёт о проделанной работе» Вашингтону, а также лебезит перед Тель-Авивом, видимо, с неким прицелом на будущее: мол, ну не вышло с Сирией, но ведь у турок и израильтян ещё столько совместной «работы» в регионе. К слову – видимо, подобными шагами Эрдоган пытается выторговать спасительное для себя время, ведь он не может не осознавать, что в последние месяцы натворил немало глупостей. Но, конечно, потуги Эрдогана на вашингтонском и израильском направлениях не означают, что антироссийские акции Турции в Сирии и казнь ан-Нимра – звенья одной цепи. Нет – это очередная попытка «внести коррективы» в старый сценарий (т.е., как ещё в 2014 г. предупреждал Иран, развязать внутримусульманский конфликт) или же некое «приложение – дополнение» к данному сценарию.

На наш взгляд, связь всего вышеперечисленного слишком налицо, чтобы не понимать – Турция в очередной раз служила лишь прикрытием США. Турки и саудиты – всего лишь безвольные рабы и исполнители заказов Вашингтона. Шейх ан-Нимр и другие саудовские шииты – увы, всего лишь те самые «щепки», которые «летят», когда одна из мировых сверхдержав пытается «рубить ближневосточный лес». Около 4 лет ан-Нимр сидел в тюрьме, как и иные шииты, казнённые 2 января. И вряд ли к 2016 г. представляли явную угрозу режиму Королевства. Однако последовал расчётливый приказ – ведь шейх ан-Нимр, как утверждает ряд источников, имел статус аятоллы, сверхуважаемый в шиитском мире, т.е. принадлежал к узкому кругу избранных, наделённых правом толковать Божье Учение. Реакцию Ирана, как и сотен миллионов шиитов мира (а убийство всколыхнуло шиитов Турции (!), Индии, Пакистана, Афганистана и др., вплоть до Юго-Восточной Азии), просто спровоцировали. Но…ведь и спровоцировали выступления шиитов в самих арабских монархиях Персидского залива, в том числе и в Восточной провинции Саудовской Аравии, которая (в особенности родной город ан-Нимра – Эль-Катиф) буквально бурлит. А что говорить о регионах Королевства, населённых исмаилитами и…зейдитами, близкими к шиитам, в особенности на фоне того, что йеменские зейдиты (хуситы) ещё с лета 2015 г. перенесли военные действия и на территорию Саудовской Аравии!..

Однако мы пока отвергаем сценарий апокалиптической войны между Ираном и саудитами. Вопрос не в том, что казни шиитов в Саудовской Аравии 2 января были однозначно осуждены в самом же арабском мире – в Сирии, Ливане и Ираке, т.е. через внутриарабские структуры саудитам не удастся сколотить монолитную антииранскую коалицию (разумеется, тут замуссируется и вопрос поддержки Эр-Риядом террористов). Просто с предложениями о посредничестве между Тегераном и саудитами уже успели выступить, в хронологическом порядке, США, Россия, шиитское правительство Ирака, что говорит о том (учитывая, что иракского премьера Хейдара аль-Абади часто называют «человеком Англии»), что ведущие мировые центры сейчас категорически против эскалации обострения на Ближнем Востоке. Да и сами Иран и Саудовская Аравия вроде бы «отыгрывают назад», хотя после поджога саудовского посольства в Тегеране и разгрома консульства СА в Мешхеде саудиты разорвали дипотношения с Исламской республикой и выслали из своей страны иранский дипкорпус, походя вынудив своих более мелких сателлитов поступить таким же образом. Саудовская Аравия, узнав о реакциях США и России, уже с 5 января, хотя и сугубо по-восточному, начала давать знать, что готова восстановить дипотношения с Ираном, как сказал постпред Королевства при ООН Абдалла аль-Муаллими, «после того, как Тегеран прекратит вмешиваться во внутренние дела других стран». Даже после предумышленного, как утверждает Иран, авиаудара по иранскому посольству в Йемене (7 января), в интервью британскому журналу The Economist заместитель наследного принца, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман назвал «началом катастрофы» возможную войну между Королевством и Ираном. Как передаёт телеканал Al Arabiya, сын короля Салмана заверил в том, что Эр-Рияд сделает всё для недопущения прямого вооружённого конфликта с Тегераном, «а те, кто настаивают на войне, находятся не в здравом уме».

Оказалось, что и Иран, хоть и официально запретил своим гражданам выезжать в Саудовскую Аравию в этом году с целью совершения хаджа в Мекку и Медину, а также принял решения: 1) обратиться в связи с авиаударом по посольству в Сане в Совет Безопасности ООН; 2) запретить ввоз в страну всей продукции из Саудовской Аравии, — не собирается вести дело к войне. По крайней мере, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф 9 января заявил, что Тегеран не стремится к эскалации напряжённости на Ближнем Востоке. Между тем, в письме генсеку ООН Пан Ги Муну глава МИД Ирана обвинил власти Саудовской Аравии в поддержке экстремистов в регионе и ведении, по его словам, бессмысленных военных действий против шиитских повстанцев-хуситов в Йемене.

Итак, НЕ война. Но обе страны явно продолжат так называемые «прокси-», или «гибридные войны». Причём, как это ни покажется странным, инструментария у Ирана больше, чем у монархии Саудов. И то, что Иран обязательно что-то предпримет, доказывается тем, что, начиная со 2 января, о грядущем возмездии Эр-Рияду заявили слишком многие иранские деятели, в том числе военные. 2 января — один из самых влиятельных религиозных деятелей Ирана, член Совета экспертов и временный имам пятничного намаза в Тегеране аятолла Ахмад Хатами. «Кровь ан-Нимра послужит тому, что дом аль-Сауда будет свергнут». 3 января – штаб Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) – «протеррористический и антиисламский режим в Саудовской Аравии необходимо свергнуть, шейх ан-Нимр будет отомщён». Верховный лидер, рахбор аятолла Хаменеи – «Священное возмездие не минует саудовских политиков». 5 января — президент Ирана Хасан Роухани: «Эр-Рияду не удастся спрятать казнь шиитского проповедника шейха Нимра ан-Нимра с помощью разрыва дипломатических отношений». 6 января — вице-председатель комиссии по национальной безопасности и внешней политике Мансур Хагигатпур в интервью агентству Mehr News: «В ближайшее время в Саудовской Аравии произойдёт государственный переворот и свержение правящего режима. Это государство распадётся на несколько маленьких частей. Наступит время, когда на Ближнем Востоке не останется ни следа от Саудовской Аравии и США». (Это вообще самый резкий и категоричный иранский политик, известный своими резонансными заявлениями — ранее он говорил, что «в истории не было государства под названием «Азербайджан», оно было создано путем фальсификации на исконно иранской территории к югу от реки Аракс».) Брат спикера иранского парламента и глава судебной власти ИРИ Садек Лариджани: «Режим аль-Сауда активно поддерживает террористов. Зачастую Эр-Рияд действует в интересах Израиля и США, что демонстрируют их преступления в Сирии, Ираке и Йемене. Казнь шейха ан-Нимра свидетельствует о том, что режим аль-Сауда находится на грани краха». 7 января – зам. командующего КСИР, бригадный генерал Хоссейн Салами: «Саудовскую Аравию ожидает крах и коллапс из-за её сектантской политики». 9 января – уже выше упоминавшийся генерал Резайи: «Саудиты преследуют в регионе интриги и конфликты, они изначально противостояли палестинскому народу, при поддержке Америки и Израиля, и именно они служили проблемой на пути Гамаля Абдель Насера и фронта, выступавшего в поддержку палестинцев. И кончат так же, как Садам Хусейн — Саддам убил богослова шейха ас-Садра, а Саудовская Аравия — шейха ан-Нимра». Намёки в словах иранских деятелей более чем прозрачные – те, кто преследуют шиитов и предают Исламский мир, кончат на плахе.

Отметим, что именно после заявлений от 6 и 7 января саудиты, видимо, всерьёз чего-то испугались и бросились…не к США, а к России. Но – именно «через» Вашингтон. Министр иностранных дел Королевства принц Адель аль-Джубейр в эфире американского телеканала CNBC внезапно вспомнил, что Россия это «великая сила» и в мире и что в РФ проживают 20 миллионов мусульман — «Россия может сыграть позитивную роль на Ближнем Востоке, и мы хотим взаимодействовать с ней». И даже пообещал инвестиции в российскую экономику. Это более чем откровенное предложение Москве «утихомирить» Иран – не более того. Но это – и признание того, что угрозы Тегерана в Саудовской Аравии восприняли со всей серьёзностью и осознают, что приговор, зачитанный семью (!) иранскими священнослужителями, политиками и военными – это не шутка и не «временная мера», коль скоро семье Саудов напророчена судьба Саддама Хусейна. А посему мир вправе ожидать, что слова «иранского Жириновского» — депутата Мажлеса Хагигатпура, помноженные на угрозы генералов КСИР, хотя бы и частично, но воплотятся в реальность, и в обозримой перспективе шиитские (также исмаиллитские и зейдитские) регионы Саудовской Аравии точно отпадут из-под власти Саудов. Так что уместно искать ответа на вопрос – так за что же и когда США окончательно «сольют» вначале Саудовскую Аравию, затем и Турцию, и, главное, кому…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.