В субботу вечером, сразу после доклада МАГАТЭ, подтвердившего выполнение Ираном своих обязательств по ядерной программе, США и ЕС частично отменили режим санкций в отношении Ирана. Это стало логическим завершением достигнутого в июле 2015 года соглашения между странами «шестерки» (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Ираном по иранской ядерной программе. В соответствии с ним, Тегеран обязался использовать свои ядерные объектов исключительно в мирных целях, а также разрешил доступ инспекторов ООН ко всем подозрительным объектам в Иране,.
Даже частичная отмена санкций существенно усиливает экономические возможности Ирана, и следовательно его возможности влиять на процессы в соседних с ним регионах, в частности в Южном Кавказе. Именно поэтому с особым вниманием за ходом переговоров по ядерной программе Ирана следили в Армении. Политические отношения между двумя странами традиционно на очень высоком уровне. Тегеран и Ереван рассматривают друг друга как друзей и партнеров.
Это проявляется и в экономической сфере – две страны осуществляют ряд крупных экономических проекта. Можно отметить такие программу «Газ в обмен на электроэнергию» - иранский газ перерабатывается в Армении электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчета 3 кВт.ч за 1 кубометр природного газа (согласно соглашению, в течение 20 лет Иран поставит Армении 36 млрд. кубометров газа с возможным увеличением срока действия договора на пять лет и общего объема поставок газа до 47 млрд. кубометров).
Или строительство ГЭС на пограничной реке Аракс: с армянской стороны ГЭС будет располагаться в городе Мегри (через 15 лет после эксплуатации ГЭС безвозмездно перейдет армянской стороне), а с иранской стороны - в Карачиларе. Их расчетная мощность ГЭС составит около 130 МВт, а объем произведенной электроэнергии – около 800 млн. кВт.ч в год ( для ее передачи в Иран строится ЛЭП).
При всем этом, все последние годы товарооборот между двумя странами неуклонно снижается. Это главным образом обусловлено западными санкциями в отношении Ирана, в частности американскими в финансовой сфере, из-за которых армянские банки и компании (как и многие мировые) опасались участвовать в торговле с Ираном. А ухудшение социально-экономической ситуации в Иране в результате западных санкций влияло на количество иранских туристов в Армении и их платежеспособность.
Именно поэтому власти Армении одними из первых приветствовали снятие санкций с Ирана. "Мы приветствует начало реализации договоренностей вокруг иранской ядерной программы, снятие санкций с Ирана. Армения заинтересована в углублении взаимовыгодного сотрудничества с дружественным Ираном", - говорилось в заявлении главы МИД Армении Эдварда Налбандяна.
Армянские эксперты еще в прошлом году отмечали, что соглашение Ирана с “шестеркой” весьма выгодно для Армении, и в армяно-иранских отношениях открываются новые возможности для экономического сотрудничества. Так, по мнению доктора экономических наук, профессора Ашот Тавадяна, активизация товарооборота Армении и Ирана и иранские инвестиции в армянскую экономику после отмены санкций могут привести к росту армянского ВВП на 1-2% через год-два.
Что касается инвестиций, то армянскую сторону в первую очередь интересует проект железой дороги Армения-Иран. Она имеет стратегическое значение для Еревана, однако главным препятствием для ее осуществления является отсутствие достаточных средств. Проект довольно дорогостоящий, из-за сложного горного рельефа, в котором предстоит строить дорогу (из 300 километров дороги 102,3 километра придется на 60 тоннелей, и еще 19,4 километра на 64 моста). Так, согласно одобренной армянским правительством предварительной программе, проект оценивается в 3,5 млрд. долларов.
По итогам сентябрьского визита в Китай премьер-министра Армении Овика Абрамяна, пресс-служба армянского правительства сообщила о готовности китайской стороны взять на себя 60% расходов по строительству дороги. В ходе своего январского визита в Ереван министр транспорта России и сопредседатель армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Максим Соколов на переговорах с премьер-министром Овиком Абрамяном отметил важность строительства железной дороги Армения — Иран и сообщил о готовности российской стороны изучить вопрос возможного участия. Однако армянские эксперты выражают сомнения, что в нынешних сложных экономических условиях из-за падения цен на нефть, Россия сможет участвовать в столь дорогостоящем инфраструктурном проекте.
В свою очередь Тегеран уже несколько лет заявляет о готовности построить за свой счет иранский участок дороги. И не исключено, что после увеличения своих финансовых возможностей, Иран может увеличить свою долю инвестиций в проект.
Заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ), иранист Вардан Восканян считает, что проект маршрута Армения-Иран не потеряет своей актуальности даже в случае реализации конкурирующих с ним транспортных проектов в соседних с Арменией странах. “Иран выходит из изоляции, и это обернется грядущим перераспределением сфер политического и экономического влияния в регионе. Армения в данной ситуации оказывается в роли ведущего “окна” Тегерана на север, к российскому и европейскому рынкам, что однозначно положительно скажется на общей региональной конъюнктуре и повысит политико-экономическую стабильность региона”, — заявил Восканян “Пресс-клубу Содружество”.
Следует отметить, что с учетом членства Армении в Евразийском экономическом союзе, армянские власти хотят стать своеобразным мостом между ЕАЭС и Ираном. Особенно с учетом того, что Армения является единственной страной союза граничащей с Ираном. Именно поэтому армянские власти взяли на себя роль главного лоббиста идеи зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.
И судя по заявлениям высокопоставленных представителей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), другие страны союза также не против более тесного сотрудничества с Ираном. "По Ирану я думаю, мы выйдем на идею свободной торговли. Для этого нужно решение всех 5 государств. Армения сейчас очень активно инициирует многие вещи в рамках ЕАЭС, чего мы собственно говоря ,и ожидали. И я думаю, что тему по Ирану Армения будет активно ставить, а все остальные с удовольствием поддержат, так как это непростая, но очень важная тема",- заявила в декабре член Коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая на встрече в Фонде поддержки публичной дипломатии имени Горчакова.
Однако в любом случае армянской стороне необходима упорная и последовательная работа в иранском направлении, чтобы суметь на практике реализовать те потенциальные выгоды, которые несёт Армении последние развития, связанные с Ираном. И при этом немалую помощь ей в этом может оказать, как Россия, самая заинтересованная в тесных отношениях с Ираном (обе страны тесно сотрудничают в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке), так и евразийские структуры.