Кино – способ самовыражения для режиссера. Это язык, которым творческая личность доносит свои чувства и точку зрения. Наш сегодняшний собеседник – Тигран Хзмалян, режиссер и сценарист, выбравший для себя такое средство.
Окончив филологический факультет Ереванского государственного университета, Тигран преподавал историю и литературу на филфаке ЕГУ. В 90-х годах , когда в стране начались перемены, изменилось все, в том числе и идеология. Тогда Тигран Хзмалян выбрал для себя другой способ самовыражения - кино.
Поступив на режиссерские курсы в Москве, Тигран стал набираться опыта у таких талантливых мастеров как Никита Михалков, Жан Люк Годар, Артавазд Пелешян и других.
«Кино – тяжелая работа и дорогое удовольствие. Поэтому, большей частью я снимаю документальные фильмы, не требующие больших затрат», - говорит он. Сегодня, на счету у кинорежиссера более 20 фильмов, как документальных, так и художественных.
«В речи от автора в своих документальных работах, я много говорю, а в художественных, которые часто называю игровыми, я обхожусь без слов, большей частью это немые фильмы. Один из таких фильмов, название которого я придумал, это еще один дополнительный месяц - «Ловембер». Это полнометражный, 96- минутный фильм, в котором нет ни единого слова, только музыка Сергея Прокофьева», - рассказывает режиссер.
Как признается Хзмалян, темы для фильмов выбирает не он, а наоборот, они выбирают его. «Как сказал замечательный поэт, один из моих прекрасных учителей, отец Андрея Тарковского, Арсений Александрович Тарковский "Есть особый дар, принимать дар". Так вот, этим даром я обладаю», - делится сценарист.
Одним из значимых фильмов в творческой карьере, Хзмалян считает документальный фильм «К Арарату». Режиссер снял его после того, как однажды поднялся на вершину священной горы. «Это фильм о том, как гора выбирает тех людей, которых допускает к себе, которым она позволяет подняться. Чувства, которые я пережил на вершине горы, сильно изменили меня, внушив мне мысль, что гору невозможно покорить, ей можно только покориться и это поражение является лучшей победой»,- говорит Хзмалян.
Последняя картина режиссера вышла на экраны в ноябре прошлого года. «Армянские царицы» - так называется двухсерийный исторический фильм, содержащий одновременно и современные элементы. «Эту картину на протяжении двух месяцев показывали в Лос-Анджелесе. Зрителям она очень понравилась», - рассказывает автор.
Еще одним важным для себя фильмом, режиссер считает картину «Фотограф геноцида», о немецком писателе и правозащитнике Армине Вегнере.
Картина переведена на 7 языков, о ней написана книга итальянским кинокритиком Сильвио Грацелли. А в Польше картину показывали около двух месяцев, в 70-ую годовщину Второй мировой войны.
Проработав несколько лет в сфере журналистики, Тигран вернулся в мир кино 1996 году, сняв короткометражную ленту «Черное и белое», о послевоенном периоде. Фильм получил главный приз на кинофестивале короткометражных фильмов «Киношок» в 1998 году. Нужно отметить, что это был первый армянский фильм, который вышел на экраны в Турции.
«К сожалению, мои работы очень редко смотрят в Армении, и порой в очень нестандартных обстоятельствах, - рассказывает Хзмалян. - В моей памяти всегда останется воспоминание, когда шли споры на тему снесения дома Африкянов. Было ясно, что на следующий день его снесут, и мне предложили при помощи проектора, ночью, показать фильм о Ереване на стене этого дома. Это было потрясающее зрелище, люди стояли и плакали, понимая, что через несколько часов этот дом снесут вместе с их воспоминаниями. Именно в такие моменты осознаешь, что твою работу ценят и ты делаешь все это не зря.
Творчество Тиграна Хзмаляна пользуется немалым успехом за рубежом. «Но мое место – здесь, на родине. Я решил жить и творить дома, понимая, что здесь я нужнее», - признается режиссер.
Сейчас Тигран Хзмалян работает над сценарием к картине под названием «Исчезнувший Ереван». Как отмечает сам режиссер, это история о столице, незнакомая нынешнему поколению ереванцев. «Этот фильм очень важен для меня, я пишу его, сочиняя и наблюдая за людьми, за домами, за жизнью Еревана. Мой отец был известным инженером-строителем, он создал множество архитектурных ценностей нашей столицы. Среди его работ - улица Саят-Новы по проекту Джима Торосяна, Парк Победы, Дом Камерной Музыки с его прудами, пруд по соседству с кафе Поплавок, 2750 фонтанов, мост встречи и множество домов. Я думаю, что пришло время посвятить ему фильм, я уже в том возрасте, когда нужно отдать дань уважения отцу и тому поколению, которое построило Ереван».