Инцидент с турецкой авиацией свидетельствует о том, что либо работа совместного с Россией «зонтика» безопасности хромает, либо общая система ПВО еще не создана
Кровавые события на Ближнем Востоке и действия российской военной авиации против запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» на территории Сирии оставили почти незаметным появление турецких военно-транспортных вертолетов в воздушном пространстве Армении.
Инцидент был приписан к ряду рутинных и не столь важных событий, и из госучреждений его прокомментировало лишь Госуправление гражданской авиации (ГУГА). Официальных заявлений от министерств обороны и иностранных дел не поступило, политики не обратили на это особого внимания, и лишь несколько экспертов заострили внимание на этом инциденте.
Армения не отреагировала на вторжение в свое воздушное пространство турецких самолетов
Отсутствие официальной реакции Еревана выглядит довольно странным, особенно на фоне достаточно резкой реакции Анкары на появление российских истребителей, осуществляющих воздушные налеты против ИГ, в небе над Турцией.
Однако эксперты убеждены, что нарушение турецкими вертолетами воздушной границы Армении является своеобразным сигналом Анкары в адрес России, войска которой совместно с армянской армией осуществляют оборону границы армянского государства.
Внезапное вторжение?
О нарушении воздушной границы Армении турецкими военными вертолетами общественность узнала не от заявлений МИД или Минобороны, а со страниц оппозиционной армянской газеты «Грапарак» («Площадь»).
В интервью этому изданию начальник Главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян подтвердил, что турецкие вертолеты предприняли попытку незаконного нарушения воздушной границы Армении.
«Подобные случаи имели место шестого и седьмого октября (то есть два раза, как и в случае с российскими истребителями). Было зафиксировано двух- и четырехминутное нарушение границы Армении с Турцией», – признал он.
Ответные действия Еревана, о которых было сообщено, заключились не в резких контрдействиях или дипломатических «телодвижениях», а в уточнении подробностей у диспетчера в Анкаре.
«В соответствии со специальным регламентом были предприняты надлежащие действия (непонятно, какие именно – прим. автора). В том числе уточнили у диспетчеров в Анкаре тип воздушного судна», – сказал он, добавив, что, по словам диспетчера, такой маршрут был выбран из-за из погодных условий.
«Таким образом, вертолеты попытались обойти неблагоприятный погодный фронт. Но права пересекать воздушную границу Армении вертолеты не имели», – сказал Мовсисян.
6 и 7 октября турецкая авиация дважды нарушила воздушное пространство Армении. Ереван лишь уточнил подробности у диспетчера в Анкаре
Сценарий нарушения воздушного пространства Армении турецкими военными вертолетами фактически совпадают с «внезапным появлением» российских истребителей в турецком небе. В обоих случаях нарушение воздушной границы было совершено дважды с длительностью несколько минут и из-за «плохих погодных условий».
Примечательно также то, что армяно-турецкую границу по договору между Россией и Арменией охраняют российские пограничные войска, а воздушную оборону Армении обеспечивается совместными силами ПВО.
По сообщениям местных СМИ, проблема обсуждалась на самом высоком уровне, как в правящей партии, Минобороны, так и с российской стороной. Однако представители власти и правящей партии делали вид, что такой проблемы вообще не существует. «Я не владею такой информацией, подобный вопрос в нашей партии не обсуждался», – заявил вице-спикер парламента, пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.
Реакция была, но не для публики
Политолог Геворг Меликян считает, что наверняка реакция Еревана в той или иной форме последовала, но за кулисами.
«Я почти уверен, что после нарушения воздушного пространства Армении турецкими вертолетами Ереван начал уточнять ситуацию, проводить дискуссии с Москвой, которая осуществляет охрану границы Армении с Турцией в рамках двустороннего договора», – отметил эксперт, добавив, что в подобных случаях Ереван должен реагировать более жестко.
На его взгляд, армянская сторона сначала должна была понять, какие воздушные суда вторглись воздушное пространство страны.
«Пока была установлена связь с российской стороной, пока все было выяснено, турецких вертолетов уже не было в небе Армении. Затем армянская сторона оказалась в довольно непростой ситуации и не знала, что делать, как реагировать, чтобы не стать объектом более жесткой критики.
Выступил с заявлением начальник ГУГА, слова которого вызывают новые вопросы. Он не уточняет, какие именно действия были предприняты, и заявление о том, что с диспетчером в Анкаре была уточнена ситуация, тоже выглядит странным. Не думаю, что диспетчер в Анкаре регулирует воздушные маршруты на юго-восточной части страны, тем более когда речь идет о военном транспорте», – подчеркнул Меликян.
Эксперты считают, что Еревану следовало более жестко отреагировать на турецкую авиацию в армянском небе
Инцидент с турецкими вертолетами также свидетельствует о том, что либо работа совместного с Россией «зонтика» безопасности хромает, либо общая система ПВО, о выстраивании которой неоднократно говорила российская сторона даже на уровне президента, еще не создана.
Замдиректора Института Кавказа, военный эксперт Сергей Минасян считает нарушение турецкими вертолетами воздушного пространства Армении провокацией, адресованной России.
«Анкара тем самым пытается ответить на действия российских истребителей в Сирии, ранее нарушивших границу с Турцией», – отметил он в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа.
Анкара, считают эксперты, адресовала свой сигнал Москве, как обычно при возникновении проблем с США определенные государства Ближнего Востока предпринимают агрессивные действия против Израиля, который является близким союзником Штатов.
«Воздушная граница Армении охраняется российскими ВС, и инцидент с турецкими вертолетами – ответ Турции на поддержку российской авиацией сирийского президента Башара Асада, заклятого врага Анкары. Подобные инциденты происходили и в эпоху холодной войны. Тогда турецкие самолеты были сбиты в небе над Советской Арменией», – напомнил Сергей Минасян.
Инцидент может повториться
В рамках армяно-турецкого договора Россия обеспечивает воздушную оборону Армении и имеет основания сбивать турецкие вертолеты, считает российский военный аналитик Владимир Евсеев. Он уверен, что российское военное руководство имеет план действий на случай «подобных провокаций в будущем».
Собеседник КАВПОЛИТа, что провокации со стороны Турции на границе с Арменией могут повториться. В связи с этим, уточняет он, необходимо предельно четко дать понять Анкаре, что при повторении таких инцидентов могут быть предприняты меры военно-технического характера по обеспечению безопасности Армении.
По договору Россия обеспечивает воздушную оборону Армении и имеет основания сбивать турецкие вертолеты
«С другой стороны как провокация, так и жесткие заявления Анкары в адрес Москвы в связи с появлением в турецком воздушном пространстве российских истребителей вызваны предвыборной обстановкой в Турции. Так власти страны желают выполнить задачу по сохранению голосов националистически настроенного электората в Турции (что составляет около 25% голосов – прим. автора)», – подчеркнул Евсеев.
По всей видимости, считает эксперт, президент Турции понимает, что руководимая им партия «Справедливость и развитие» и на повторных выборах не сможет набрать большинство голосов и единолично сформировать правительство.