На прошлой неделе в Душанбе состоялось заседание Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ. Само заседание проходило на фоне мятежа бывшего замминистра обороны Таджикистана Абдухалима Назарзоды, резкого обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе, а также поступающей информации о более активном вовлечении России в сирийский конфликт.
В ходе заседания совета участникам, помимо обсуждения проведенных организацией в 2015 году операций и учений, удалось достичь ряда договоренностей и решений. В частности, были согласованы протокол о бюджете организации на 2016 год, документ о пролонгации действия протокола о продлении срока действия Соглашения о создании единой системы технического прикрытия железных дорог, создании Центра кризисного реагирования ОДКБ на базе Минобороны РФ, а также о реализации решения декабрьской сессии 2014 года СКБ «О коллективных авиационных силах ОДКБ».
Помимо этого в целях соблюдения принципа ротации и обеспечения непрерывного и оперативного руководства повседневной деятельностью Объединенного штаба ОДКБ Совет коллективной безопасности назначил на должность начальника штаба генерал-полковника Анатолия Сидорова, командующего войсками Западного военного округа РФ, освободив от этой должности генерал-лейтенанта Александра Студеникина, назначенного на трехлетний срок в 2012 году.
Однако самой неожиданной оказалось информация о том, что лидеры государств-членов ОДКБ считают целесообразным перейти в ближайшее время на ротацию должности генерального секретаря организации, для чего планируется до декабря нынешнего года внести необходимые поправки в устав ОДКБ. «Было констатировано, что за прошедшие годы организация прошла период становления, создала необходимую нормативную базу своей деятельности, сформировала инструменты обеспечения безопасности. В этой связи признано целесообразным перейти в дальнейшем на систему ротации должности генерального секретаря», – объяснил это решение президентов генсек ОДКБ Николай Бордюжа, занимающий свой пост с апреля 2003 года.
Фактически лидеры ОДКБ тем самым признали, что организации нужны изменения. Ведь и ранее со стороны глав различных стран-участниц звучала критика деятельности организации, о том, что союзники не всегда верны своим обязательствам в рамках организации. Наглядным свидетельством этого стало прошлогоднее голосование в ООН по Крыму. Тогда, напомним, из союзников по ОДКБ лишь Армения и Беларусь поддержали Россию, в то время как Казахстан, Киргизия и Таджикистан предпочли воздержаться от голосования.
При этом верно и обратное: сама Россия не всегда считает необходимым придерживаться союзнических обязательств, не говоря уже о том, чтобы ставить в известность своих союзников о шагах, которые могут оказать существенное воздействие на всех членов организации. Примером этого стали некоторые действия Москвы в вопросах торгово-экономического взаимодействия с Украиной, не поддержанные её союзниками по ОДКБ и ЕАЭС.
Достаточно часто (хотя армянская общественность считает, что недостаточно) с критикой действий союзников по ОДКБ выступает и Армения. Так Серж Саргсян в 2013-м в ходе СКБ ОДКБ в Сочи уже подвергал критике некоторых членов организации, которые, несмотря на совместное членство с Ереваном в одном военно-политическом блоке, в других международных организациях, участвуют в принятии антиармянских резолюций по карабахскому конфликту. И хотя президент прямо эти страны не назвал, но, по всей вероятности, имел в виду Казахстан, Киргизию и Таджикистан, являющихся, в частности, членами Организации исламского сотрудничества (ОИС), принявшей ряд антиармянских резолюций.
Однако самую болезненную реакцию в Армении вызывает продажа Россией некоторых видов наступательного оружия Азербайджану. Причем в Баку особо не скрывают, что данное оружие закупается для войны против союзника Москвы. И хотя армянское руководство пытается убедить общественность республики, что особой угрозы в этом для страны нет, однако даже президент С. Саргсян уже несколько раз открыто выражал недовольство подобными действиями главного военно-политического союзника.
В кулуарных беседах представители армянских властей говорят, что этот вопрос регулярно поднимается на переговорах с российской стороной, однако пока безрезультатно. Москва утверждает, что «это лишь бизнес», который укрепляет зависимость Азербайджана от РФ, а следовательно – «в интересах Армении». Однако в этой ситуации для Еревана главное то, что Россия одновременно прилагает все усилия по обеспечению безопасности Армении, в том числе продавая ей оружие по ценам ниже рыночных.
Помимо этой логической неувязки (как продажа оружия противнику своего союзника может быть в интересах союзника?), непонимание у армянской общественности вызывает отсутствие со стороны союзников, в первую очередь России, реакции на обстрелы территории страны. Ведь Москва связана с Ереваном союзными отношениями не только в рамках ОДКБ, но и двухсторонних соглашений (согласно договору о продлении сроков пребывания размещении 102-й базы в Гюмри, она отвечает уже не только за безопасность границы с Турцией, но и всей территории Армении).
Вклад ОДКБ в обеспечение мира и безопасности государств-членов может и должен возрастать
По разным причинам другие члены ОДКБ пытаются обходить тему армяно-азербайджанских отношений. Россия, не желая сердить Азербайджан, чтобы добиться от него участия в евразийской интеграции (а может быть, и роль одного из посредников Минской группы ОБСЕ вынуждает ее забыть о своих союзных обязательствах); Беларусь, исходя из своих экономических интересов; Казахстан и Киргизия, скорее всего, из принципов этнической солидарности.
Не стало исключением и заседание в Душанбе – ни в публичной части, ни в итоговом заявлении тема обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе не была прямо затронута. Если не считать фразу в итоговом заявлении о том, что «особое беспокойство вызывает обострение ситуации на границах зоны ответственности ОДКБ».
В свою очередь, С. Саргсян сообщил, что проинформировал глав государств ОДКБ о ситуации в регионе Южного Кавказа с акцентом на существенной угрозе роста напряженности вдоль армяно-азербайджанской границы и азербайджано-карабахской линии соприкосновения. «Не буду повторно останавливаться на этом вопросе, лишь отмечу, что попытки азербайджанской стороны обострить обстановку при отсутствии адекватной реакции международного сообщества чреваты дестабилизацией обстановки во всем регионе», – заявил он.
С учетом всего этого можно предположить, что за последние годы вместо реального военно-политического союза ОДКБ превратился в «клуб по интересам», где каждый из участников ведет свою игру и рассматривает организацию как очередной формат взаимодействия с Россией. В ОДКБ явственно сформировались три направления: западное (Россия–Беларусь), центральноазиатское (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и кавказское (Россия–Армения). У каждого направления свои угрозы и, следовательно, вероятные противники, отсюда – минимум желания участвовать в конфликтах на других направлениях. Для стран-участниц организация превратилась в структуру, благодаря которой можно также развивать свои вооруженные силы при помощи взаимодействия с РФ, в частности закупать российское оружие по ценам ниже рыночных.
Но если ранее Россию подобная ситуация не очень напрягала, то в условиях усиления конфронтации с Западом вследствие украинского конфликта у Москвы появилась необходимость консолидации своих сил, в том числе за счет уточнения позиции союзников. Пока, судя по итоговому заявлению в Душанбе, союзники готовы, хотя бы декларативно, поддержать Россию. Однако надо признать, что у них есть определенное недоверие к российской политике, недовольство, что Москва пренебрегает их мнением, опасения, что она способна пожертвовать их интересами, дабы получить определенные дивиденды от третьих стран. Причем подобные взгляды есть не только в Армении, но и в других странах ОДКБ, в частности Беларуси – достаточно почитать заявления белорусских экспертов и публикации в СМИ по российской авиабазе в республике.
Учитывая, что Россия является лидером в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе, именно от нее зависит формирование новых правил игры в обеих организациях, объединение других участников вокруг общих целей. Определённые шаги за последние годы уже были сделаны: например, созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), объединённые региональные системы ПВО и т.д.
Председательствование в организации на ближайший год перешло к Армении – одной из самых заинтересованных в укреплении военного потенциала ОДКБ и консолидации позиций стран-участниц по важным для его членов вопросам. С. Саргсян уже заявил, что в качестве одного из главных приоритетов его страны на предстоящий период председательства будет завершение разработки «Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года» и её принятие в 2016 году. Он подчеркнул, что считает важным укрепление и совершенствование внешнеполитической координации позиций государств-членов ОДКБ по вопросам международной и региональной безопасности. «Наши действия должны исходить из необходимости учета союзнических обязательств и мнений партнёров, совместного противодействия инициативам, идущим вразрез с интересами одного или нескольких государств-членов ОДКБ», – заявил С. Саргсян.
Помимо этого, Армения в ходе председательства будет делать упор на развитие оборонной составляющей организации, миротворческого компонента, совместной работе по развитию системы кризисного реагирования, углубление военно-технического сотрудничества и военно-экономической кооперации государств-членов ОДКБ, в частности, посредством учреждения совместных предприятий в области ВПК.
Сержу Саргсяну как главе государства, к которому 15 сентября перешло председательствование в ОДКБ, придется взаимодействовать не только с Николаем Бордюжей, но и его сменщиком на посту генсека организации
Однако для успешного развития организации нужна совместная и последовательная работа всех стран-участниц, в первую очередь России. И в этой связи ОДКБ не помешало бы взять пример с НАТО. Обращает на себя внимание то, как, несмотря на все существующие в организации противоречия, в частности в вопросах внешней политики за пределами зоны её ответственности, сам альянс и страны-участницы моментально реагируют на любые заявления своих членов об угрозах, даже явно мнимых (пример – алармизм прибалтийских стран, опасающихся мифического вторжения «зеленых человечков» из России).
Между тем, если говорить о зоне непосредственной ответственности ОДКБ на западном, кавказском и центральноазиатском направлениях, речь идёт об угрозах вполне реальных.