Родители, отрекающиеся от собственных детей, аресты родных и близких тех, кто осмелился критиковать правительство - это, по мнению оппозиционных активистов, становится тревожной тенденцией в Азербайджане.
На прошлой неделе отец оппозиционера Расула Мурсалова, находящегося в политэмиграции в Голландии, обратился в администрацию президента Азербайджана и правоохранительные органы с заявлением об отказе от своего сына.
Это уже второе такое резонансное событие за текущие месяцы – до этого родственники публично отказались от Эмина Милли, главы оппозиционной медиаплатформы Meydan TV.
Правда, если, по мнению правозащитников, происходящее свидетельствует об ухудшении политического положения в стране, то представители властных структур считают это намеренной попыткой таким образом представить азербайджанское правительство неким монстром.
"Знать его не хотим"
В четверг, 10 сентября отец Расула Мурсалова, 60-летний Маариф Мурсаллы дал знать, что семья отказывается от Расула и не несет никакой ответственности за его политическую деятельность.
"С сегодняшнего дня мы знать его не хотим и прекращаем с ним всяческие связи", - написал он на своей странице в Фейсбуке.
В интервью Азербайджанской службе Би-би-си отец активиста, проживающий в Загатальском районе, признался, что на этот шаг его подтолкнули беспрерывные беспокойства, причиняемые членам семьи и даже родственникам.
"Несмотря на то, что он в Голландии, а мы здесь, нас и наших родственников представители госструктур просто замучили своими угрозами. Полицейские то и дело врывались к нам в дом, а бывало, и нас вызывали в полицейский участок", - рассказал он Би-би-си.
"Конечно, никто так просто не откажется от своего ребенка, от своего сына. Я вынужден был это сделать, чтобы от нас отстали", - добавил он.
Отчаявшийся отец посетовал, что его сын покинул страну, а значит и обратной дороги на родину у него все равно уже нет, "так пусть не делают так, чтоб уехал и я сам". В письме об отказе Маариф Мурсаллы даже попросил, чтобы Расула лишили прописки, выписав его с домовой книги.
К нему присоединились мать активиста, сестра, пятилетняя племянница, тетя и другие родственники.
"Заклеить рот скотчем"?
30-летний Расул Мурсалов, в прошлом член Демократической партии, а затем активист Народного фронта 12 июля 2012 года был признан виновным в незаконном переходе азербайджано-грузинской границы и приговорен к полутора годам лишения свободы.
В январе 2014-го года, выйдя свободу, он продолжил оппозиционную деятельность, но вскоре был обвинен в государственной измене и мошенничестве. При этом уголовное дело по статье о госизмене было возбуждено после того как активист принял участие в Грузии во встрече с армянскими общественными деятелями. А дело о мошенничестве возникло из-за кредита, взятого им в одном из азербайджанских банков шесть лет назад.
Расулу Мурсалову удалось бежать в Голландию, где он и попросил политическое убежище.
Отец активиста убежден, что вырастил хорошего сына и достойного гражданина: в 18 лет Расул отправился на воинскую службу, вернулся, начал работать, вспоминает он.
"Его государство испортило, а не я, - говорит отец. - Я же не могу запретить ему писать или говорить, заклеив рот скотчем. А пишет и говорит он о том, что видит". Расул сейчас ведет блог.
После таких недвусмысленных заявлений Маариф Мурсаллы не уверен, что сам долго продержится на свободе.
Азербайджанской службе Би-би-си удалось поговорить и с самим Расулом Мурсаловым. Он рассказал, что получал много электронных писем, полных ненависти и угроз.
А в феврале, когда он находился в Киеве, на него было совершено нападение: незнакомый мужчина ударил Расула ножом в живот. При этом нападавший говорил по-азербайджански, пригрозив, что в следующий раз Мурсалов получит пулю в голову.
Расул считает, что причиной отказа родственников от активистов является "страх, который правительство сеет среди людей".
"Я не чувствую обиды на моих близких. Я знаю этот режим и осознаю, сколько зла они могут причинить, - сказал Расул. - Я уверен, что на семью наезжали много раз, пока не вынудили дать такое заявление".
Письмо родственников
В августе 2015 года 23 родственника Эмина Милли, основателя и директора медиаплатформы Meydan TV, базирующейся в Германии, подписали письмо в адрес президента Азербайджана, в котором публично отреклись от Эмина.
Незадолго до этого, в июле, брат его жены был обвинен в хранении и сбыте наркотиков и арестован.
Все эти события, а также тот факт, что журналисты, сотрудничающие с Meydan TV, были вызваны на допрос в генпрокуратуру Азербайджана, Милли расценивает как посягательство на свободу слова и давление на СМИ.
Азербайджанской службе Би-би-си Эмин Милли рассказал о противоречивом поведении властей, которые, с одной стороны, пытаются подкупить родителей журналистов, вызывая их в районные отделы полиции, где предлагают им деньги, работу (с условием, чтобы те перестали сотрудничать с Meydan TV), а с другой - увольняют их родственников с работы, снимают с занимаемых должностей.
С начала сентября пятеро журналистов, сотрудничающих с Meydan TV, были вызваны в отдел по расследованию особо тяжких преступлений генпрокуратуры Азербайджана.
По словам Эмина Милли, многие из тех, кто когда-то побывал в этом отделе, включая Хадиджу Исмаилову, впоследствии получили тюремные сроки по 7-8 лет. Но даже "безобидный" вызов туда говорит о том, насколько серьезно государство использует механизмы и рычаги оказания давления на медиа.
"Дошло до того, что совсем недавно даже достаточно высокопоставленные лица были предупреждены о том, что если их родственники вдруг станут сотрудничать с Meydan TV, то все лишатся работы", - говорит Эмин.
Он не понимает, как государство, называющее себя сильным, может так ревностно относиться к желающим добровольно писать для этого сайта.
Попытка возродить сталинизм?
Главный редактор газеты "Азадлыг" Ганимат Захид, который был вынужден эмигрировать во Францию, сообщил об аресте трех своих родственников.
Он уверен, что аресты напрямую связаны с его журналистской деятельностью.
Попыткой возродить сталинизм в XXI веке называет происходящее политолог Арастун Оруджлу, а заявления об отказах и аресты считает опасной тенденцией.
"Таким образом власти хотят подавить оппозиционное движение и заставить замолчать недовольных режимом людей, - говорит он. - Подобные меры только углубляют пропасть, уже существующую между правящей верхушкой и народом".
"Что же это за отец?"
Своеобразное отношение к заявлениям об отказе от родственных связей выразили проправительственные депутаты парламента Азербайджана - Милли Меджлиса. Они называют это "гарантированным путем для эмиграции сначала детей, а потом их родителей".
Депутат Милли Меджлиса Захид Орудж уверен, что родители лицемерят, заявляя об отречении от своих детей под давлением государственного аппарата. Зачастую их и в самом деле не устраивает позиция отпрысков, о чем они просто умалчивают, полагает он.
"Не понимаю, что же это за отец, который отказывается от своего сына только потому, что на него оказывают давление полицейские. Значит, он и в другой ситуации может это сделать", - сказал Орудж, не уточняя, в какой именно.
Он также не согласен со сравнением нынешней ситуации в Азербайджане с советскими репрессиями 1937 года.
"Ведь тогда люди безнаказанно не могли даже слова произнести, чего не скажешь о сегодняшнем дне. Какой только критике не подвергалась власть у нас на глазах? Ну, а экстремисты с мышлением Талибана у нас в стране еще не перевелись", - добавляет Орудж.
"Поскольку существуют еще и те, кто разделяет взгляды правительства (или они совпадают), то я полагаю, что возникающие проблемы нельзя решать противостоянием", - полагает он.
В прошлый четверг Европейский парламент принял резолюцию, осуждающую Азербайджан, и призвал Баку освободить всех политзаключенных, прекратить практику нарушения прав человека и ограничения свобод. Резолюция осуждает также практику попирания права на работу.