Берегись, Владимир Путин: китайский флот беспилотников становится реальностью. И судя по тому, как Пекин предъявляет своих роботов внешнему миру, они нацелены прямо на Россию.
Это становится ясно каждому, кто побывал в этом месяце в Чжухае, где раз в два года проводится китайская международная выставка авиационной и космической техники. В этом году она стала подлинным смотром новых достижений КНР в области авиации. Это крупнейший в Китае авиасалон, дающий ему возможность продемонстрировать крепнущие мускулы своей робототехники – и найти для своих новинок покупателей в развивающихся странах.
В этом году самым заметным новым образцом беспилотной летательной техники стал Wing Loong или «Птеродактиль», о чем в своем обзоре сообщает Defense News. Согласно имеющейся информации, этот беспилотник сейчас уже в рабочем состоянии и принимается на вооружение. Ранее Китай показывал лишь его модели. Он очень сильно смахивает на американский аппарат MQ-9 Reaper, с помощью которого Пентагон бомбит укрытия боевиков в Пакистане. Мало кому из иностранных журналистов разрешили посмотреть на него, однако появившиеся в интернете фотографии и видеокадры заставили аса авиационной журналистики Дэвида Ченчиотти (David Cenciotti) заметить, что «Птеродактиль», по всей видимости, «во многом скопирован с американского образца».
Однако он намного дешевле. Wing Loong стоит невероятно дешево – 1 миллион долларов, в то время как цена Reaper составляет порядка 30 миллионов долларов. А теперь спешу предостеречь потенциальных покупателей: то, что вы получите за эту цену, может оказаться не очень боеспособным. Но если оставить в стороне цены и поговорить о летных характеристиках «Птеродактиля», то надо отметить следующее: он может летать примерно 20 часов, и дальность его полета составляет до 4000 километров. У него имеется четыре усиленных места крепления различных высокоточных авиабомб с лазерным наведением. Китайское телевидение также показало наземный пункт управления Wing Loong, очень похожий на американский, но лишь с тремя местами для операторов, оснащенными экранами, — вместо пяти у Reaper.
На выставке был замечен еще один беспилотник, имеющий явное сходство с Reaper. Это летательный аппарат CH-4. В этом году был представлен лишь его масштабный макет, однако сообщается, что у него — в основном те же самые характеристики, что и у Wing Loong. Однако максимальная дальность полета этого беспилотника меньше и составляет чуть больше 3200 километров. Однако время полета у него на 10 часов больше. Китайские компании представили на выставке целый ряд мини-беспилотников, а также фотографии нескольких футуристических образцов, находящихся в стадии разработки. Среди них — роботизированная акула, плюющиеся ракетами беспилотные вертолеты и беспилотные бомбардировщики. Высокие технологии были также представлены многочисленными образцами, не относящимися к робототехнике. Там была новая антиракета под названием FD-2000. Была китайская копия американского военного грузовика с противоминной защитой, переносные компьютерные системы для сухопутных войск, авиационные РЛС, а также целый арсенал различных пулеметов, зенитных пушек и бомб.
Было и одно весьма любопытное отличие в том, как Китай представлял в Чжухае свои беспилотники. В последние годы лучше всего продаются те беспилотники, которые рекламируются как убийцы американских боевых кораблей. Преувеличение? Да. Но оно позволяет лучше понять китайскую военную мысль. В 2010 году китайские оборонные предприятия без особого стеснения демонстрировали «странные изображения», показывая, как беспилотники «подобно рою злых пчел налетают на ударные авианосные группы». Это цитата из сообщения Defense News. Китайская China Aerospace and Science Corporation также представила картину, на которой показано, как ее беспилотный летательный аппарат WJ-600 пускает ракеты по американскому эсминцу класса Arleigh Burke.
В этом году такого не было. Изображения американских кораблей заменили обобщенными образцами непонятно какой государственной принадлежности. И русскими кораблями. В этом месяце показали одно видео, на котором прилизанный беспилотник Blue Shark в компьютерной графике демонстрирует свою ударную мощь цифровому изображению российского авианосца класса «Адмирал Кузнецов».
Наверное, изображение обстрелов американских кораблей было немного неполиткорректным, и от него отказались, как отказались от изображения китайцев в римейке жестокого «Красного рассвета». Но и реклама, показывающая, как Китай топит американские корабли, тоже пошла на убыль, поскольку Пекин обрел уверенность в своих силах, показывая работающие беспилотники. В последние годы в Чжухае беспилотники показывали в основном в виде макетов или в форме концептуальных изображений. А один раз были только макеты. Это довольно интересно, так как макеты рисовали оптимистическую картину будущего китайского флота беспилотников – подобно иллюстрациям аппаратов, роями летящих на американские военные корабли. Пусть выглядит это сенсационно, но китайцам пока далеко до создания боеготового флота беспилотников. Однако следует сказать, что находящиеся в рабочем состоянии аппараты в ангарах не простаивают.
Но если они предназначены на экспорт, на складах они тоже не залежатся. «На нас выходят многие страны, особенно из Африки и Азии, — рассказал GlobalPost директор China Aerospace and Science Corporation Го Цянь (Guo Qian). – Эти страны очень заинтересованы в приобретении беспилотных летательных аппаратов средней и малой дальности, поскольку они компактны и недороги».
Это разумно. Если ты руководитель маленькой или средней страны из Латинской Америки, Африки или Азии, то относительно дешевый китайский беспилотник (причем, с немалым запасом оружия) может оказаться весьма выгодным приобретением из разряда смертоносных роботов по сравнению с более дорогими американскими или израильскими машинами, которые на мировом рынке занимают лидирующие позиции. Это значит, что, даже если китайские беспилотники и не дотягивают до уровня американских, то они все равно могут неплохо продаваться, расходясь по всему миру. А что произойдет, когда их машины приблизятся к американскому уровню или сравняются с ним? Кто знает.