Турция как государство переживает сильнейший кризис в своей истории, по сравнению с которым блекнут все предыдущие, заканчивавшиеся военными или государственными переворотами. Нежелание найти общий язык с оппозиционными партиями, добившимися относительного успеха на последних парламентских выборах, и утрата права на одностороннее формирование правительства поставили под вопрос и готовившуюся конституционную реформу. Тем непонятней последующие шаги администрации президента Реджепа Тайипа Эрдогана — объявление войны курдам не только Турции, но и, по сути, всего Ближнего Востока, обращение к США и НАТО — честно говоря, не понятно, ради чего. Как итог — при словесной поддержке карательных действий против курдов, под вывеской «Турция воюет с джихадистами», на деле западные страны под различными предлогами (США, Германия и Нидерланды) начали вывод своих систем ПВО Patriot из южной части Турции после переоценки угроз, исходящих из Сирии. В совместном американо-германском заявлении указывается на возможное возвращение оборонительных комплексов в места их постоянной дислокации уже осенью этого года, сообщало агентство Reuters. Причём Запад не проявляет желания продлевать срок размещения ЗРК Patriot на турецкой территории.
Кстати, на этом фоне сообщения о том, что Россия поставила в Сирию 6 сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия «МиГ- 31» из 8, частично исполнив контракт 2007 года, могут рассматриваться не столь однозначно — турки бомбят курдов в Сирии и Ираке, американцы, взлетая с турецкого Инджирлика, бомбят якобы боевиков «Исламского государства» (IS) на территории Сирии. Нет-нет, налётами на Сирию помогают террористам IS и ВВС Израиля. Сирийцам российские «МиГ"-и, естественно, нужны для противодействия военно-воздушной силе противника, но ведь это же не формирования IS — у джихадистов есть несколько устаревших единиц авиации из арсеналов Ирака и Сирии, но до сих пор нет боевых пилотов. Значит, Сирия готовится противостоять в воздухе турецкой и… американской авиации? Или же израильской. Словом, тут ещё надо разобраться, кто с кем воюет. Но факты вещь упрямая — Запад убирает ЗРК Patriot из юго-восточной Турции, Сирия приобретает по сути два авиазвена «МиГ-31». При этом на днях именно в юго-восточной Турции на стыке границ с Сирией и Ираком курды объявляли свою «Ширнакскую республику», правда, очень оперативно раздавленную турецкими властями. Между прочим, провинция Ширнак — место благословенное, особое. Может быть, именно потому курды решили начать, допустим, процесс дезинтеграции Турции именно с Ширнака? Так или иначе, но совпадение по времени отмеченных трёх фактов видится не случайным и, возможно, они находятся во внутренней смысловой взаимосвязи.
Поэтому и было странным, что в разгар внутриполитического кризиса, да ещё на фоне неоднозначных процессов в регионе, Эрдоган внезапно организовывает… инъекцию проблем Турции в Закавказье. Речь, разумеется, о распространённых турецкими СМИ сведениях о бегстве двух опальных прокуроров — Закария Оза иДжелала Кара, через Грузию в Армению. Удивительное дело, но ряд контролируемых армянскими властями ереванских СМИ, в сущности, подхватил эту нелепую историю, хотя Служба национальной безопасности Армении по горячим следам опровергла данные сведения, заявив, что лица с подобными именами и фамилиями не въезжали на территорию страны. Оз и Кара обвиняются Анкарой в поддержке движения Фетхуллаха Гюлена (идеолога турецкого «умеренного исламизма») и организации незаконных бандформирований для свержения правительства Турции. Основными источниками в Анкаре, разыгрывавшими карту «беглых прокуроров в Армении», были полуофициозное агентство Anadolu, телеканал TRT Haber и газета Hürriyet Daily News, «помогал» им губернатор провинции Ардвин Кемаль Джирит. Зная, кем направляются Anadolu, TRT Haber и Hürriyet, можно не сомневаться, что информ-вброс был выгоден Анкаре и его планировали использовать как информационную провокацию. Учитывая же то, что в рассматриваемые временные промежутки «кто-то» в Турции и Армении решил реанимировать тему так называемых крипто-армян, становится понятным также, почему на одной из карикатур, созданной соратниками Эрдогана, изображён Закария Оз, который говорит: «Я не сбежал, я завершил исполнение своих обязанностей и еду в свою страну». Намёк более чем прозрачен, хотя известно, что беглый Оз — сын переселенцев-турок из Болгарии и родился в Бурсе, Турция. К тому же масла подлил и сам Эрдоган, в раздражении заявив, что прокуроры якобы «скрылись в стране, с которой у Анкары проблемы».
Потуги Анкары хоть что-то «переориентировать» от себя в сторону понятны, это связано с осложнениями в рамках Курдской проблемы на Ближнем Востоке. Непонятно, что за круги такие в Ереване внезапно объявились, которые охотно пытались подхватить акцию Эрдогана и даже начали публиковать сведения о том, кто такие прокуроры Оз и Кара,
С чем же мы имели дело в случае с распространением информационной провокации о бегстве турецких прокуроров в Армению, мы, видимо, в скором времени узнаем. Ситуацию явно следует сопоставлять с развитием кризиса в Курдском вопросе. Тем более что 17 августа министр иностранных дел ТурцииМевлют Чавушоглу заявил, что власти его страны в настоящее время не намереваются проводить наземную операцию против боевиков группировки IS на территории Сирии. Значит, и ранее согласованное с США решение о вторжении и создании на сирийской земли «буферной зоны» для «сирийской оппозиции» глубиной до 50 км тоже провисло в воздухе — Вашингтон ведь предупредил о недопустимости силовых действий против курдов в такой «буферной зоне». Ну, а туркам в таком случае вообще не нужно никуда вторгаться — не ради же борьбы с IS или во имя «сирийской оппозиции» затеивался весь сыр-бор. Пока же PKK предупредила США, что, потворствуя туркам в их войне с курдами, Вашингтон «рискует потерять курдов», а главари IS призвали турок к восстанию против Эрдогана и объединению с джихадистами. А вот всё, что касается Армении и «беглых прокуроров», не исключено, отражало чьё-то намерение или перевести внимание мира с курдского фактора на армянский, или даже объединить оба фактора — скажем, под общим жупелом «Враги Турции».