Армения впервые после глобального финансово-экономического кризиса 2009 года зафиксировала спад во внешней торговле. За первое полугодие, согласно данным нацстатслужбы, торговля сократилась примерно на 21% (около $2,2 млрд) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на это, правительство заверяет, что экономика растет, и к концу года тенденция будет положительной. Как можно в условиях повсеместного спада торговли (как внутренней, так и внешней), которая обеспечивает львиную долью налоговых поступлений в госказну, обеспечить экономический рост, пытался разобраться КАВПОЛИТ.
Спад расползается
Правительство в госбюджете заложило следующие показатели, которые должно обеспечивать в этом году: рост ВВП на 4,1%, а инфляция – на уровне 4% (+1,5%).
Масштабы спада, по официальным данным, не ограничиваются лишь сферой внешней торговли. Впервые за шесть лет сократилась и внутренняя торговля. Здесь, правда, цифры за первые полгода, по сравнению с внешней торговлей, более скромные – 5,1%. В 2009 году спад внешней торговли составил 30,5%, резко сократились инвестиции и объемы трансфертов. Тогда страна скатилась в яму экономического кризиса со спадом в 14%.
Индикатором спада внешней и внутренней торговли в 2015 году стало сокращение налоговых поступлений. По данным той же национальной статистической службы, ситуация с налоговыми сборами оставляет желать лучшего. Правительству за этот период удалось собрать на 13,5% меньше налогов ($1,6 млрд), если их сравнить с аналогичными показателями прошлого года.
Первым о проблемах с налоговыми поступлениями заговорил министр финансов Гагик Хачатрян, который еще два месяца назад в парламенте признался: «С выполнением госбюджета 2015 года могут возникнуть проблемы».
Касаясь причин спада экономики, министр попытался переложить проблемы, что называется, с больной головы на здоровую. «Экономическая ситуация в Армении связана, в частности, с процессами в Евразийском экономическом союзе, санкциями против России», – пояснил Хачатрян.
Хачатрян связал экономическую ситуацию в Армении с процессами в ЕАЭС и санкциями против России
Сокращение налоговых поступлений в госбюджет в целом естественно и укладывается в философию работы армянской экономики, где порядка 50% бюджетных средств обеспечивает торговля. Эта отрасль задыхается из-за неблагоприятной внешней среды и внутренних экономических проблем. Основной подпиткой, оживляющей торговлю в Армении, являются трансферты, которые идут на потребление и закрывают трехкратную брешь между масштабами импорта и экспорта. Страна импортирует в три раза больше, чем экспортирует.
Согласно тем же данным нацстатслужбы, за первое полугодие страна «недополучила» около 30% трансфертов. Проживающие или временно работающие за рубежом армяне отправили своим родственникам в Армению лишь $682 млн. Это самый крупный спад с 2009 года.
На этом фоне с довольно оптимистичными прогнозами выступает глава правительства Армении Овик Абрамян. Он признает, что есть сокращение торговли, но между тем отмечает, что за прошедшие шесть месяцев экономика выросла на 4,5%.
Во всех сферах, пояснил Абрамян, фиксируется рост. Спад, по его словам, зафиксирован только в товарообороте, что обусловлено ситуацией в России.
Россия и ЕС – основные торговые партнеры Армении. По официальным данным товарооборот между Арменией и Россией в первом полугодии сократился на 21.9%. «То, что есть рост, это для нас очень важный показатель. Помните, международные структуры давали негативные прогнозы (от 0,5 до 1,5%)? Мы им советовали не спешить, поскольку во втором полугодии наша экономика будет расти активнее. Мы сделаем все, чтобы обеспечить рост в 4,1%, как и заложено в госбюджете», – сказал на встрече с журналистами армянский премьер.
Валить все на Россию нельзя
Политики или государственные чиновники, заявляющие, что проблемы в армянской экономике в целом обусловлены российскими экономическими реалиями, безответственны – или пытаются оправдать собственную некомпетентность. Об этом в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа заявил доктор экономических наук Вардан Бостанджян. Экономист признает, что Армения достаточно чувствительно реагирует на процессы в российской экономике, и это естественно.
Госчиновники, заявляющие, что проблемы в армянской экономике обусловлены российскими реалиями, безответственны
Россия – основной рынок сбыта для производимых в Армении конечных армянских товаров, крупнейший инвестор армянской экономики и основной источник трансфертов. По всем этим параметрам заметна негативная тенденция, но, на взгляд экономиста, не это главное.
Коренные причины экономических проблем, считает эксперт, следует искать исключительно в деятельности правительства и элиты в целом.
«Мне непонятны заявления о том, что в армянской экономике есть стагнация из-за влияния негативных тенденций в Евразийском экономическом союзе. Вопрос в том, что мы еще даже не успели полностью интегрироваться в этот союз, он еще не заработал на полную мощь, о каком негативном влиянии может идти речь», – сказал Бостанджян, добавив, что евразийский рынок – возможность для реализации армянской продукции.
Подпись Доктор экономических наук Вардан Бостанджян. Фото: news.mail.ru
«Но при чем здесь евразийский рынок и тенденции в ЕАЭС, если эту продукцию в Армении из-за действий правительства и повышения, скажем тех же тарифов на электроэнергию, производить невыгодно?» – отмечает Вардан Бостанджян.
Указанные выше факторы, на его взгляд, свидетельствуют о том, что в Армении становится невыгодно заниматься бизнесом.
«Это все "благодаря" политике правительства и налоговых структур. В условиях экономических трудностей, вместо того чтобы помогать бизнесу, правительство поступает прямо наоборот. Тотальному налоговому прессингу подвергается малый и средний бизнес. Хозсубъекты оказались в трудном положении. Только в Ереване можно заметить, сколько офисных помещений пустуют. Все это говорит об экономической ситуации. Это одна из причин недополучения средств в госказну», – пояснил он.
Стабилизационный кредит
Смягчить закручивающийся маховик экономического кризиса в Армении в условиях отсутствия внутренних источников может внешняя финансовая подпитка. Первый источник уже нашелся. На днях Евразийский фонд стабилизации и развития, как сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак, принял принципиальное решение выделить Армении кредит на $300 млн.
«Специалисты фонда прорабатывают (условия предоставления кредита – прим. ред.) с властями Армении, но в принципе совет фонда, который заседал совсем недавно, политическое решение о том, что кредит будет предоставлен, принял», – сказал Сторчак.
Сообщение о выделении кредита смахивает на ситуацию 2009 года, когда в разгар кризиса правительству удалось спасти экономику от глубокой депрессии, взяв кредит у России в размере $500 млн. На сей раз размер кредита относительно скромный. Это, по-видимому, обусловлено тем, что сейчас экономическое положение не такое пагубное, как в разгар глобального финансового кризиса.
«Однако проблема в том, что если до 2009 года размер внешнего долга Армении был не таким большим, во время кризиса в результате "расширительной" политики правительства он возрос втрое и составил 40% от ВВП. Тогда у Армении была возможность привлекать кредиты и таким образом спасти ситуацию.
Может быть, правительству и на сей раз в результате привлечения новых долгов удастся несколько смягчить последствия экономического спада. Что потом? А если мы столкнемся с аналогичной ситуацией еще через пару лет, как будем выкручиваться, кто даст кредит при таком размере госдолга?» – предупреждают