Днем раньше это кредитное соглашение обсуждалось в парламентской Комиссии по внешним отношениям и удостоилось положительного заключения. Нет никаких сомнений в том, что соглашение получит положительное заключение также и на пленарном заседании парламента. Конечно, будут выступления о том, что беспокоит то обстоятельство, что очередным кредитным соглашением увеличивается внешний долг Армении, что в очередной раз парламент ратифицирует документ, в результате чего на будущие поколения возлагается тяжесть еще одного кредитного бремени в 200 млн долларов. Но все выступающие обязательно добавят, что они не могут проголосовать против ратификации соглашения, которое будет способствовать повышению степени безопасности нашей страны, укреплению нашей обороноспособности, тем более, вспомнят, что Азербайджан приобрел вооружения на 5 млрд долларов, что после Европейских игр Азербайджан может пойти на обострение ситуации, и Армения должна иметь современное вооружение, чтобы противодействовать этим угрозам. Одним словом, армянские парламентарии скажут, что в целом, будучи против привлечения нового кредита, они не могут быть против ратификации этого соглашения, поскольку это направлено на повышение нашей безопасности и обороноспособности.
Но о каком вооружении идет речь, и почему нужно приобретать его именно сейчас? Почему русские решили предоставить Армении льготный кредит, когда они сами имеют экономические трудности, и для перевооружения собственной армии нужны средства. Согласно близко стоящему к РПА нашему источнику, в рамках этой суммы Армения может получить известные оперативно-тактические ракетные системы «Искандер М». Ракетная система «Искандер М» считается одной из лучших разработок российской ракетной промышленности, и имеет достаточно высокие технические характеристики. Во-первых, отметим, что эта ракетная система считается квазибаллистической, поскольку траектория ее движения не подчиняется законам баллистического движения. Будучи насыщенной современными технологиями ракетная система «Искандер М» достаточно неуязвима для противоракетных систем противника.
Оперативно-тактическая ракетная система «Искандер М», по сравнению со своим предшественником – «Точкой-У», имеет большие преимущества, поскольку обладает большей дальнобойностью. Если баллистическая ракетная система «Точка У» имеет дальнобойность всего лишь в 120 метров, то «Искандер М» может уничтожить объекты, находящиеся в радиусе 500 километров.
Отметим также, что у Армении есть баллистические ракеты «Точка У», и когда Армения заявляла, что при необходимости может нанести несоразмерный удар по инфраструктурам стратегического назначения Азербайджана, речь шла именно об ударах посредством баллистических ракет. В ответ на это, азербайджанцы заявляли, что в их арсенале тоже имеются баллистические ракеты, которые более совершенны, чем старые советские «Точки-У».
Россия разместила ракетные системы «Искандер М» в Калининградской области, в качестве ответа на размещение противоракетных оборонных систем со стороны НАТО и США в Восточной Европе. Россия разместила такие системы в Крыму, присоединенному к ней с марта 2014-го года, этим показывая свою решительность защитить аннексию Крыма военным путем. А для чего нужно было русским вооружать Армению системами «Искандер М»? Если России нужно было защитить свои южные границы, то она могла разместить эти системы на 102-ой российской военной базе, а не вооружать ими Армению.
Поставка таких систем может иметь несколько объяснений. Во-первых, можно сказать, что Россия понимает, что в военном противостоянии Армения-Азербайджан нарушен стратегический баланс сил, и этот баланс нарушен в пользу Азербайджана, при непосредственной поддержке России. Именно за счет поставок российской военной техники и вооружения Азербайджан достиг количественного и качественного преимущества над вооруженными силами Армении. Этот баланс можно восстановить поставками в Армению таких видов вооружения, наличие которых в вооруженных силах Армении может ставить под сомнение эффективность прошлых приобретений Азербайджана или возможность достижения превосходства посредством их применения. Наличие «Искандер М» непосредственно ставит под угрозу обороноспособность столицы Азербайджана и основных населенных пунктов, а также возможность бесперебойной работы его основных инфраструктур.
Возможно, русские видят, что политические и военные власти Азербайджана стали крайне самоуверенными, и могут попытаться реализовать свое преимущество, что, однако, ни в коем случае не может произойти в случае наличия в арсенале Армении ракетных систем «Искандер М». Не исключено также, что России в какой-то момент может пригодиться возобновление замороженного армяно-азербайджанского конфликта, если Азербайджан попытается участвовать в новых газовых и нефтяных проектах, обходящих Россию. Наличие в арсенале Армении такой системы может удержать всех предполагаемых инвесторов от участия в этих проектах, поскольку они понимают, что в любой момент конфликт может быть разморожен, и все эти трубопроводы и миллиарды долларов окажутся под прямым прицелом «Искандера». Россия не сможет использовать «Искандеры», размещенные на 102-ой военной базе в случае возобновления карабахского конфликта, а Армения сделает это без каких-либо ограничений.
Россия, вооружая Армению таким современным вооружением, закрывает также все возможности армяно-турецкого примирения. Турция тоже участвует в нефтяных и газовых проектах, обходящих Россию, и их осуществление для России равносильно смертельному приговору. Россия скорее пойдет на провоцирование военного столкновения, и дестабилизацию региона, чем согласится, чтобы Запад обрек ее на медленную смерть, закрыв посредством трубопроводов, проходящих через Грузию и Азербайджан, рынки сбыта основных российских товаров – газа и нефти.
Что получит Армения от приобретения этих систем? С одной стороны, дополнительную безопасность, поскольку наличие таких ракетных систем заставит Азербайджан быть более осторожным в своем намерении решить Карабахский вопрос военным путем. Но, с другой стороны, Армения уже становится передним краем в конфликте Запад-Россия. Мы становимся пограничной заставой России, вступившей в эту «холодную войну», и в этом смысле, в случае «потепления» возможной войны, становимся самым реальным претендентом на то, чтобы стать первой жертвой.