Пришлось вставать из-за компа, поэтому ниже только штрихи. Они по большей части ориентированы на российского читателя и позволяют понять, почему ереванские события это не «майдан». Если кого заинтересует штрихи можно довести до статьи, убрав шероховатости и пр.
Итак, что упускают из виду ответственные российские эксперты.
1. Не ретроспективный взгляд и анализ, но проспективный. Основная концептуальная ошибка российских экспертов, что они придерживаются ретроспективного взгляда, когда процессы в Армении оцениваются на основе ставших привычными «цветных» моделей смены власти. Однако постсоветский период истории показывает, что общественные процессы в Армении всегда опережали аналогичные процессы в других странах. Ситуация в Армении касается не прошлого, но будущего постсоветского пространства. Вдумчивый холодный анализ происходящего в Армении может помочь разглядеть контуры того, к чему придут и другие государства. Почему прорыв происходит именно в Армении достаточно интересный вопрос и отдельная тема. Не в последнюю очередь это связано с культурной и национальной однородностью общества.
2. Идеологические аспекты. Идейно «майдан» противопоставляет себя советскому наследию. Однако разрыв с идеологическим наследием советской эпохи в Армении произошел давно. Если символом такого разрыва считать «снос памятников Ленину», то в Армении он произошел уже 1988-89 гг. То, что «вынос» состоялся спокойно, когда памятники были просто сняты и вывезены, возможно, сбивает с толку. Идеологические аспекты «майдана», таким образом, Арменией были изжиты, и уже выросло поколение, для которого красные смыслы являются чужими. То, что коммунистические партии являются маргинальными в обоих армянских государствах в этом смысле отражают реальность. Армения уже достаточно давно рассталась с советским идеологическим наследием и возвращаться к нему не будет.
3. Военные аспекты. Использование войны для достижения власти также является пройденным этапом для Армении. «Майдан» на фоне разворачивающейся гражданской и внешней войны это часть новейшей армянской истории и вызов, с которым армянский народ справился во время арцахской войны 1991-94гг. Армения смогла достичь военной победы, несмотря на негативные и даже катастрофические экономические последствия «майданизации» страны тех лет. По оценкам специалистов падение ВВП в «холодные и темные годы» - слоган, родившийся в те года и ставшим нарицательным - составил от 40% до 70% .
Каким образом Армении удалось справиться с экономической катастрофой на фоне развернувшейся агрессии? Ответ в целом сводится к природе войны. Для Армянства, как глобального явления, арцахская война была осмыслена и артикулирована как экзистенциальная, проигрыш в которой приведет к исчезновению армянского народа. Это позволило мобилизовать ресурсы и практически мгновенно, по историческим меркам, решить важнейшие задачи, которые в обычных условиях требуют многолетних усилий. Например, создание с нуля вооруженных сил Армении заняло десять месяцев. В истории довольно сложно найти примеры столь быстрого решения такой сложной задачи.
3. Перехват власти силовыми методами. Был использован армянскими силовиками в 1997-99гг, когда благодаря давлению армии проигравший выборы Левон Тер-Петросян был оставлен у власти, несмотря на протесты общества. Последовавшая отставка 1997 года, также под давлением силовиков, завершилась террористической атакой на парламент 27 октября 1999 года и расстрелом ведущих политических лидеров страны. Армянская государственность оказалась на грани потери управляемости, но, в конечном счете, стране удалось справиться с ситуацией.
Попытки насильственной смены власти имели место во время президентских выборов 2007-08 гг. Результатом стало жесткое подавление общественных протестов, открытие огня на поражение и убийство 10 граждан во время так называемых мартовских событий 2008 года. Шок, который испытало армянское общество, исключает применение таких методов в ближайшие годы и актуальная власть, безусловно, знает об этом.
Приведенные выше доводы призваны показать, что армянское общество и государственность уже получили прививку и выработали иммунитет против цветных методов насильственной смены власти. Причем «вакцинация» оказалась разнесена во времени, что позволило избежать катастрофических сценариев. Попытки вновь применить уже «старые методы» против армянского общества окажутся неэффективные. Это возвращает нас к первоначальному тезису, что происходящее в Армении это будущее постсоветского пространства, но не прошлое и настоящее.
4. Действия властей. Каким образом могла бы действовать российская и армянская власти в складывающихся условиях? Наиболее простым откликом стал бы стать отказ от решения, приведшего к социальному взрыву. Это позволило бы заморозить ситуацию и получить время для анализа новых вызовов, формирующихся в Армении. Рано ли поздно с аналогичными вызовами столкнется и российское, другие общества на постсоветском пространстве.
Неспособность принять простое решение приведет к тому, что социальный протест перерастет в политический. На сегодняшний день протестующая молодежь осознанно отказывает состоявшимся политикам и силам в праве примкнуть к протесту. И это, безусловно, самобытная черта армянского протестного движения, резко и жестко порывающего с постсоветским политическим полем. Движение не только символически, но и фактически порывает с политическим наследием постсоветской эпохи. Однако с углублением кризиса, не на этот раз, так в следующий, период осознанного дистанцирования от политической постановки проблем завершится. Тогда новое поколение для решения уже политических задач, безусловно, обратится к политическим технологиям и технологам. Набираемый в настоящее время опыт организации и проведения протестов будет приобретать политическое измерение. Однако даже в это случае применение «цветных» технологий будет приводить в Армении к другим результатам, нежели можно было бы ожидать.
Одна из причин, как уже говорилось выше, связана с прививкой, которое получило армянское общество и государственность в предыдущие годы. Но главной причиной следует признать состояние войны с Азербайджаном и его естественным союзником Турцией, которая по-прежнему остается экзистенциальной по своей природе. Пространство возможностей армянского народа жестко ограничено. Война, формирует жесткие ограничения для любых политических сил, ставящих задачи реформирования или революционной смены власти в Армении.
Ожидания и прогнозы. Можно утверждать, что при любом развитии процессов в Ереване будет сохраняться безусловный контроль и управляемость над силовым блоком. Вооруженные силы Армении будут продолжать выполнять стоящие перед ней задачи. Молодежь на улицах Еревана духовно и кровно связана солдатами, защищающими границы Армении. Многие и тех, кто сегодня на площади, имеют за плечами опыт военной службы, и обе части молодой Армении ни при каких обстоятельствах не подведут друг друга. Попытки противопоставить две части армянской молодежи изначально можно считать обреченными на провал. Общество не пойдет на это. Чисто гипотетический сценарий, когда власть принимает решение втянуть во внутренние процессы армию, приведет к тому, что к пртестам при соединится уже все Армянство и станет точкой невозврата, после которой она будет вынуждена уйти. Вне всяких сомнений Серж Саргсян умный политик, обладающий опытом кризисного управления, это понимает.
Мяч в развернувшемся противостоянии на стороне власти и есть время для принятия правильного решения.