Великая хартия вольностей задумывалась как мирное соглашение, которое положит конец конфликту, начавшемуся в 2014 году между английскими баронами и королем Иоанном Безземельным. Оригинал был составлен на латыни, переведен на французский, язык правящих классов Англии того времени, а на английский был впервые переведен только через 300 лет. Великая хартия - проклятая папой, отвергнутая королем, и баронами - к концу 1215 года определенно была мертва: на деле после ее утверждения, гражданская война возобновилась через три месяца... Но неудавшийся мирный договор зажил собственной жизнью и превратился в один из краеугольных камней свободы всего англоязычного мира, хотя в самой Англии не рассматривался правителями как обязательный к исполнению.
Например, в 1649 году радикальное политическое течение уравнителей апеллировало к документу, оправдывая свое сопротивление Карлу I, затем Долгому Парламенту, который они обвиняли в измене идеалам, а затем и Оливеру Кромвелю. Кромвель, будучи у власти, тяготился ограничениями, которые налагала Великая хартия, и не раз нарушал их. Однажды, когда судьи указали лорду-протектору на неправомочность его решений, Кромвель напомнил им, кто их назначил на эти должности, и заявил, что "их Великая Х**тия не имеет над ним власти." (Кромвель изменил одну букву в названии документа "Magna Farta")...
Отдельного рассмотрения достойно влияние Великой хартии вольностей на отцов основателей Америки. "Никто не может быть лишен жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры..." Это пятая поправка к американской Конституции. Звучит она в полном соответствии с 39 статьей Великой хартии вольностей: "Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона или изгнан... иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны." Тема эта, а так же тема мифов всевозможных, связанных с Великой хартией, обширные, поэтому рекомендую книгу:
Дэнни Данцигер и Джон Гиллингэм "Год Великой хартии вольностей", Эрвез, 2009. (на русском)
Danny Danziger and John Gillingham "The Year of Magna Carta", Coronet Books, 2004
Шекспир в "Короле Иоанне" о Великой хартии не обмолвился и словом, зато сэр Вальтер Скотт в "Айвенго" накрутил миф о том, что Magna Carta была возвратом к исконному англосаксонскому кодексу законов, якобы существовавшему до покорения Англии нормандцами в 1066 году. А там, где миф, там и Голливуд. В фильме "Робин Гуд" 2010 года именно вокруг этой темы разворачиваются нешуточные страсти.