Ситуация в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе с началом 2015 года, как прошлыми летом иосенью, выдалась жаркой. Поступающие из пресс-службы Минобороны Армении сообщения о гибели военнослужащих и количестве диверсионных действий напоминают военную хронику. Стороны обвиняют друг друга в нарушении установленного в 1994 году режима перемирия.
Уникальность нынешней ситуации и в том, что интенсивные обстрелы ведутся в зимний период, который традиционно считался тихим сезоном в зоне конфликта.
В последнее время резко возросла не только интенсивность обстрелов и диверсионных актов, но и расширилась их география (Карабах, армяно-азербайджанская граница со стороны Тавуша и Нахичевани), а стороны начали использовать более мощное оружие.
Жертвы с обеих сторон
Обстановка как в зоне конфликта, так и на армяно-азербайджанской границе продолжает оставаться напряженной. С начала 2015 года армянские ВС потеряли около 10 военнослужащих в результате нарушения режима перемирия.
Азербайджанская сторона, по сведениям пресс-службы Армии обороны Нагорного Карабаха, только за прошедшие несколько дней потеряла 14 военнослужащих, более 20 получили ранения. Азербайджанские силовики и СМИ молчат об этом.
Оборонное ведомство Армении считает, что с целью «утаить правду о количестве жертв в армии на линии фронта» Азербайджан заблокировал распространение любой негативной информации, касающейся его собственных ВС.
«Полностью прекращены публикации в СМИ информации о провальных действиях своих подразделений на линии фронта, сопровождавшихся множественными бессмысленными человеческими жертвами», – говорится в заявлении пресс-службы Минобороны Армении.
Минобороны Армении: азербайджанская сторона умышленно замалчивает информацию о своих жертвах в зоне конфликта
Совсем недавно министр обороны Армении Сейран Оганян выпустил приказ, дав командирам среднего и низкого звена карт-бланш на осуществление самостоятельных «превентивных действий в отношении противника». То есть отныне прифронтовые командиры не должны ждать согласия центрального командования для того, чтобы предпринять действия по нейтрализации угрозы.
Новую волну эскалации нагорно-карабахского конфликта эксперты и комментаторы связывают с различными обстоятельствами – от желания Баку сместить внимание собственного общества с внутренних проблем (особенно после резкого снижения цен на нефть) на линию фронта до вступления Армении в Евразийский экономический союз.
Зеленый свет для превентивных мер
Сейран Оганян объяснил расширение полномочий прифронтовых командиров необходимостью для них действовать по ситуации и предпринимать превентивные меры исходя из контекста сложившейся ситуации в зоне конфликта.
«Противник остается верным своему стилю и постоянно создает напряжение на линии соприкосновения. Мы сами никогда не стремились создать напряжение. Решить конфликт можно путем диалога и в мирных условиях. Однако если призывы международных структур не имеют значения, единственным механизмом сдерживания являются силовые действия. Если вы (Баку – прим.ред.) не хотите мира, мы готовы отвечать, во многих случаях даже очень жестко», – заявил на встрече со СМИ Сейран Оганян.
Министр обороны Армении выпустил приказ по расширению полномочий прифронтовых командиров
При необходимости, сказал министр, командиры могут не только самостоятельно предпринять контрмеры, но и первыми начать карательные действия. По мнению замдиректора Института Кавказа Сергея Минасяна, приказ главы Минобороны напрямую связан с резко участившимся инцидентами на границе.
Замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян. Фото: aravot.am
«На фоне существенного повышения количества инцидентов на линии фронта в последнее время возникла необходимость более гибкого реагирования. Понятно, что реакция не на каждый из них должна идти от вышестоящих начальников», – сказал Минасян в беседе с корреспондентом «Кавказской политики».
Директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян считает, что расширение полномочий фронтовых командиров, помимо нарастания напряженности между конфликтующими сторонами, обусловлено также двумя важными факторами – эффективностью реформ и оборонной стратегией.
«Армянские ВС в сотрудничестве с НАТО довольно эффективно реформируются по западному, американскому образцу. Привлекаются на службу контрактники, повышается общий уровень профессионализма армии. Помимо этого, Армения придерживается оборонительной стратегии. Она не нападает, у нее нет к Азербайджану территориальных претензий. Приказ министра дает местным командирам больше гибкости при осуществлении ответных действий», – заявил Киракосян корреспонденту «Кавказской политики».
«Нам не оставили выбора»
Пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян отметил, что азербайджанская сторона несет потери, но не считается с этим. «Действия армянской стороны будут еще более жесткими», – пишет он на своей странице в Facebook.
Генерал-лейтенант, герой карабахской войны Аркади Тер-Тадевосян (Коммандос) считает, что участившиеся обстрелы в прифронтовой зоне и активные диверсионно-разведывательные вылазки не выльются в войну.
«Ни о какой войне речи нет. Азербайджан просто желает создать панику в рядах армянских ВС, что ему не удастся. К сожалению есть и жертвы. Азербайджан готовит и направляет к нам спецотряды», – заявил Коммандос.
Он также сообщил, что армянская армия в настоящее время осуществляет масштабные действия. «Надеюсь, все завершится удачно, и через несколько дней напряжение пойдет на спад», – намекнул он.
Версии и мотивы
Резкую эскалацию ситуации в зоне конфликта и на армяно-азербайджанской границе эксперты связывают с целым рядом факторов.
«Баку, видимо, неверно интерпретировал трагические события в Гюмри, посчитав, что они могут каким-то образом сказаться на армяно-российских военно-политических контактах, чего не произошло», – пояснил Сергей Минасян.
Эксперт также не исключает, что рост количества инцидентов связан с ухудшающейся социально-экономической ситуацией в ресурсодобывающем Азербайджане из-за резкого падения мировых цен на нефть.
«Закрытость от общества — это психологическое оружие войны, но Азербайджан использует его против себя» - мнение
Азербайджанские ВС сформированы по образцу Северной Кореи, считает Ричард Киракосян. Армия в Азербайджане закрыта для общества, информация о ней строго контролируется и общество оторвано от нее, отмечает он.
«Это полная противоположность армянской модели армии. В Армении общество доверяет армии больше, чем остальным госинститутам. Закрытость и оторванность армии от общества ослабляет ее и увеличивает уровень недоверия к ней. Это может привести к тому, что если даже азербайджанские ВС одержат победу, общество этому не поверит, поскольку армия закрыта и отчуждена. Это психологическое оружие войны, которое Азербайджан в настоящее время использует против себя», – убежден Киракосян.
Войне быть?
Резкое нарастание напряженности на линии фронта летом, а также ноябрьский инцидент со сбитым вертолетом продемонстрировали, что ситуация в зоне конфликта ухудшается, но к официальному решению о начале широкомасштабной войны Баку не готов, считают эксперты.
«Война – это очень серьезное решение, и факторы, на протяжении более 20 лет препятствующие началу большой войны, никуда не исчезли. Соответственно, я считаю, что ситуация дойдет до какой-то точки, после которой будет реакция международного сообщества, и Баку поймет, что победа в войне не гарантирована, и будет вынужден остановиться», – отметил Минасян.