Недавнее появление на «трибуне» бывшего спортивного директора ЦСКА, явившегося проводником в волшебный мир селекции, на деле превратилось в сплошное разочарование. Рассказывая о селекции языком сухим и отстраненным, записи Антона скорее походили на отчет опытного бухгалтера, нежели приоткрывали дверь в волшебный мир поиска и выбора игроков. Схожее чувство досады можно испытать, перечитав дневники Блока. Монотонные худосочные мотивы, в которых с каждой новой строкой безжалостная проза жизни заслоняет возвышенную поэзию гения. К сожалению или к счастью, весь мир устроен из противоречий и даже в творчестве рутина – важнейший перевалочный пункт на пути к совершенству. Но раз уж Евменов сполна раскрыл нам селекционный ад, самое время попытаться отыскать в нем и рай.
Глубоко убежден, что селекционной службы в том широком, глубоком смысле, в котором я ее понимаю, нет ни у одного российского клуба, а есть лишь небольшое число удачных трансферов, среди которых действительно выделяется ЦСКА. Оценить потенциал футболиста раньше остальных, распознать в незначительных деталях черты чемпионского характера и возможность мягкой интеграции в командный футбол – вот то, чем занимается хороший селекционер. Но в современную эпоху, когда всем, так или иначе, приходится мириться с ролью заменяемых, селекция большинства клубов сводится к смене ставшего неугодным игрока на временно угодного. Зачастую этого достаточно для скорого решения локальных, местечковых задач, однако вы вряд ли удивите этим топ-клубы на самом высоком уровне конкурентной борьбы. То, что из года в год происходит с лучшими представителями российского футбола в еврокубах – наглядный показатель недальновидности подобной политики.
От одного из руководителей клуба РФПЛ часто приходилось слышать мысль, что игрок за 3 миллиона долларов не способен усилить его команду. Схожей позиции придерживается и ЦСКА. В логике подобных размышлений – не самая умелая попытка минимизировать трансферные риски. Считается, что стоящий дороже озвученной суммы футболист, совершив тысячу необходимых ошибок в менее квалифицированных командах, обзавелся нужным опытом и не будет являться котом в мешке при переходе. Мысль притягательная и достаточно разумная, но рассматривать ее всерьез - значит игнорировать истории появления в футболе Джеко (70 тысяч евро), Думбия (114 тысяч евро), Мхитаряна (308 тысяч евро), Кагавы (350 тысяч евро), Дани Алвеша (484 тысяч евро), Суареса (704 тысячи евро), Коэнтрао (900 тысяч евро) и других талантливых игроков. Важный урок здесь в том, что цена и мастерство игрока растут несоразмерно – за один успешно проведенный сезон стоимость его может подняться в несколько раз, а футбольные способности остаться на том же уровне. Отмахиваться от трансфера игрока на раннем этапе его развития лишь потому, что он не вписывается в придуманную тобой картину мира – лучший способ навсегда избежать схватки с топ-клубами. К примеру, в 2008 году генеральный директор армейцев Роман Бабаев отказался от приобретения того же Мхитаряна из “Пюника” за 300 тысяч евро, посчитав его игроком слабым и не готовым когда-либо усилить ЦСКА. По прошествии времени, позволившего Генриху обзавестись хорошей статистикой в “Металлурге”, Бабаеву вновь было предложено купить его за не очень большие деньги, но функционер снова ответил отказом. Вы будете смеяться, но и сейчас, когда уже весь мир признал талант Мхитаряна, Роман Бабаев непреклонен и не считает его упущение проколом. Впрочем, тогда от полузащитника «Боруссии» отказались почти все клубы премьер-лиги, куда его по очереди предлагали, в том числе и оба «Спартака» – из Нальчика и Москвы. Общий тон «аналитиков» свидетельствовал о том, что игрок из чемпионата Армении не способен усилить их элитарный, самый лучший, клуб.
И таких историй полно, к сожалению. Можно вспомнить о ганском опорнике из 1 лиги Сербии, который не был нужен никому в России, а сейчас уже имеет предложения от «Валенсии» и «Аякса». Или про лидера «Зальцбурга» Кевина Кампля, не вызвавшего интереса у нас 3 года назад, хотя данный селекционный отчет в 2011 году видели очень многие в РФПЛ и ФНЛ.
Теоретически, в отсутствие лимита и наличия минимального трансферного бюджета, клубу ничего не мешает найти в один год 20 Кагав с Алвешами и на равных выступать в Лиге Чемпионов с ее лучшими представителями. Именно в этом чистое, истинное назначение селекции – практически единственный шанс бедняков выбиться в люди. Лимит, как и многие искусственные ограничения в футболе, конечно, не делает эту цель ближе и доступнее, но удивительно, что барьеров и запретов в головах скаутов при этом все равно больше. Тут тебе и «минимум 40 игр на профессиональном уровне», и «покупки лучших игроков команды», и «брать только тех, кем интересуются все».
Все это, к сожалению, приводит к тому, что в безусловно похвальных попытках систематизировать поступающую в огромных объемах информацию даже лучшие скауты становятся догматиками и формалистами. О том, как с этой проблемой удалось справиться «Квазару», рекомендую прочитать в нашем блоге. Если бы мы руководствовались тогда логикой российских клубов, то следовало бы ограничить поиск талантов только высшим дивизионом и лишиться шанса увидеть Андрея Беломытцева, ныне являющегося одним из ведущих футболистов амбициозного “Улисса”. Кстати, тому же Евменову я в прошлом году предлагал лично посмотреть Андрея в тренировочном процессе ЦСКА. Вместо хоть какой-либо заинтересованности все, что я услышал в ответ – отказ по “политическим и статусным мотивам, так как чемпион страны не может интересоваться игроком из 3 дивизиона”. Эта чудовищная фраза служит лейтмотивом любой селекционной деятельности в России. Зато как только Беломытцев, которого Бернар Шалланд уже просил натурализовать для выступлений за национальную сборную Армении, обзаведется статистикой и выстрелит в ЛЧ, ЦСКА одним из первых прибежит платить за него миллионы. Кому интересно - несколько гифок с игрой Андрея.
Другой пример вопиющего отношения к селекции кроется в словах Леонида Федуна о том, что из 2 лиги никто, кроме Газинского, не дорос до премьер-лиги. Господину Федуну, видевшему футбол с вертолета, невдомек, что до 70% сборной России, добившейся небывалого успеха в истории нашего футбола на ЕВРО-2008, имели продолжительный опыт выступлений во 2-3 дивизионах. Будет время и желание, погуглите самостоятельно карьеру Игнашевича, Колодина, Жиркова, Зырянова, Кержакова, Сычева, Павлюченко, Габулова, Смертина и других. Покупая Широкова как спасителя отечества, интересно, Леонид Арнольдович хоть что-то знал о его голах за «Буревестник» и «Истру» в начале нулевых? На худой конец о «Сатурне» с «Химками».
Резюмируя вышесказанное, селекция, на мой взгляд, является интригующим и заманчивым путешествием в таинственные края. Играя в футбольные менеджеры ночи напролет, изучая статистику до дыр на специализированных ресурсах, просматривая видео неизвестных никому игроков на ютубе, анализируя возможности футболиста и общаясь с ним вживую, невозможно не чувствовать себя отважным мореплавателем, плывущим по бушующим волнам в поисках новых земель. В процессе странствий вы сто раз разочаруетесь в задуманной авантюре, переболеете цингой, заскучаете по нормальной жизни, но дух романтизма, живущий глубоко внутри, будет вновь и вновь вести вас к долгожданной цели, до тех пор, пока вдалеке не покажется зеленый островок. Представьте себя в открытом океане и вдумайтесь, насколько глупо в этот момент будут выглядеть раздутые барьеры в духе «никто туда корабль не направлял, поэтому я тоже не стану». Именно потому, что никто еще этого не делал, вы и должны туда последовать. Уверен, что любой участник премьер-лиги, верно понимающий задачи селекционной службы, старающийся опередить на шаг конкурентов, существующий в тесной связи с тренерским штабом и другими структурами клуба, денно и нощно разыскивая талантливых, не избалованных, психологически сильных игроков с огромной любовью к игре, уважением к культуре страны и способностью ценить прекрасное, в течение 2-3 лет способен собрать настоящую чемпионскую команду.