Главное в саммите АТЭС в Пекине – это демонстрация очень старой математической шутки: как поймать льва в пустыне? Ставим посредине пустыни клетку, забираемся в нее, производим инверсию пространства относительно клетки. Таким образом, лев оказывается в клетке, а мы снаружи. Смысл применительно к нынешним обстоятельствам – гордые американские рассказы об изоляции Российской Федерации обернулись в итоге изоляцией как раз тех, кто хотел ее изолировать. Соединенные государства Америки на этом саммите, очевидным образом, оказались изолированы от большей части участников.
Европейский союз увидел, что тоже изолирован, поскольку стала вполне очевидна возможность покупки Китаем газа из тех самых месторождений, что сейчас снабжают Европейский союз. Словом, в клетке оказались как раз те, кто надеялся поместить в эту клетку нашу страну. А теперь они могут утешать себя разве что рассуждениями об инверсии пространства.
Полагаю, что этот саммит, как и предстоящий саммит Большой двадцатки в Австралии, покажет в очередной раз то, что, в принципе, известно с совершенно незапамятных времен, но что приходится напоминать всему миру вновь и вновь. А именно то, что сказал когда-то Гете: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой".
Если Российская Федерация решится опираться только на себя, а не на "хорошие отношения" с явными и отъявленными лжецами, то она победит. А если мы попытаемся искать компромисс между нашей истиной и их ложью, то сами окажемся на стороне тяжелой лжи и отдадим им уже одержанную нами победу.
Отдельно стоит сказать по поводу "их лжи" и поведению Барака Обамы. Реакция на его поведения показала любопытную тенденцию. То, что Обама жует жвачку – это как раз совершенно неудивительно. Он – американец, и ведет себя так, как привычно американцу. Но а то, что американцам привычно вести себя по своему вкусу, не обращая внимания на окружающих, - ну да, это, конечно, хамство. Но это их привычное хамство. И до тех пор, пока им это прощают, они будут вести себя именно так. Изменилось же то, что теперь на это хамство обращают внимание. То есть теперь американцев рассматривают не как небожителей, а как вполне рядовых людей, не хуже других, но и не лучше.
Теперь массовая реакция на поведение Обамы такая – американцы, столько лет объявлявшие изгоями тех, кто им не нравится, сами постепенно переходят на положение изгоя. Ибо своим навязыванием своих правил всему миру они добились того, что теперь мало кому нравятся.
В свою очередь, Российская Федерация сейчас также требует от мира соблюдения своих правил. Но наши правила принципиально иные. Мы хотим, чтобы каждый без исключения вел себя честно и считался с другими, и этот вариант правил, хотя, несомненно, полезен для нас, ничуть не менее полезен и любой другой стране. И именно это вызывает к нам симпатию, что мы требуем единых правил для всех. Пусть это наше правило, но оно для всех приемлемо, в отличие от американских правил, приемлемых только для них самих.