Основным посылом двухдневного визита спикера парламента Армении Галуста Саакяна в столицу Грузии стало достаточно четкое политическое заявление о том, что Ереван и Тбилиси, несмотря на интеграцию в разные экономические блоки на сложном геополитическом фоне, попытаются консолидироваться и защищать интересы друг друга.
Эксперты задаются вопросом: насколько данная в Тбилиси политическая гарантия сотрудничества и защиты обоюдных интересов может быть реализована в сложном геополитическом контексте? Ведь политика есть искусство возможного.
«Плодотворная встреча» и гарантии
Председатель парламента Армении Галуст Саакян подчеркнул, что его встреча с грузинским коллегой Давидом Усупашвили была плодотворной. В повестку дня входили также вопросы, касающиеся перспективы торгово-экономических отношений: было отмечено, что между Арменией и Грузией нужно «завязать» больше транспортных узлов.
Коснувшись интеграции Грузии и Армении в разные и конкурентные экономические блоки, стороны обнаружили ясное понимание обоюдных интересов, исходящих из политической реальности и прагматизма.
«Мы еще раз подтвердили, что хотя Грузия, благодаря Соглашению об ассоциации с ЕС, встала на путь евроинтеграции, а Армения, исходя из своих стратегических интересов и своего суверенного права, собирается вступить в Евразийский союз, в отношениях между нашими странами ничего не изменится в плохую сторону. Наоборот, мы договорились защищать интересы друг друга в этих объединениях», – цитирует информагентство «Новости-Грузия» заявление Усупашвили, сделанное им после встречи.
Его позиция, основанная на понимании баланса сил в регионе, фактически продолжает ранее выбранную политическую линию, согласно которой интеграция Еревана и Тбилиси в разные экономические блоки не создаст в регионе новых проблем, а, наоборот, активизирует экономическое сотрудничество и увеличит взаимные инвестиции.
Интеграция Армении и Грузии в конкурентные блоки активизирует экономическое сотрудничество между ними
Стороны, по крайней мере на словах, заявляют: они, несмотря на геополитические «ветры», идут по пути не конфронтации, а сотрудничества, и готовы извлекать максимум выгоды из сложившейся ситуации. Налицо их стремление подстраивать интеграцию под собственные интересы.
Региональная ребалансировка
Армения и Грузия, невзирая на столкновение интересов геополитических акторов из-за украинского кризиса, настаивают на консолидации усилий, поскольку нет более выгодной альтернативы. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно взглянуть на политическую карту региона.
Армения подвергается блокаде со стороны Турции и Азербайджана, и в этом плане Грузия остается чуть ли не единственной страной-коридором во внешний мир. Тему Ирана, с которым у Армении достаточно тесное сотрудничество, не затрагиваем из-за наложенных на него санкций и его специфических отношений с Западом.
Именно через Грузию Армения получает доступ к рынкам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и осуществляет торговлю с государствами ЕС. В этом плане стратегическое значение Грузии для Армении сложно переоценить — с точки зрения как безопасности, так и экономики.
Важность Армении для Грузии просматривается в двух измерениях. Первое — внешнеполитический контекст, касающийся союзничества Армении и России, с которой Грузия начала стабилизировать отношения после определенного периода «заморозки», и процесса вступления Еревана в ЕАЭС.
Второе — внутриполитический контекст. Это фактор армянской общины Грузии. Ереван, по мнению экспертов, играет роль стабилизатора в пограничном грузинском регионе Самцхе-Джавахети, преимущественно населенном армянами.
Ереван является стабилизатором в пограничном грузинском регионе Самцхе-Джавахети, преимущественно населенном армянами
Если о внутриполитическом контексте (вопрос касается национальной тематики и в связи с этим несет в себе сильный эмоциональный заряд) стороны предпочитают умалчивать, то внешнеполитические вопросы, касающиеся разноскоростной и разновекторной интеграции, Ереван и Тбилиси обсуждают открыто.
Этот тренд стал особенно очевиден после смены власти в Грузии в 2013 году, когда на смену партии Михаила Саакашвили, ранее взявшей курс на интеграцию в ЕС и НАТО, пришла партия миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта».
После этого Грузия начала «перезагрузку» отношений с Россией, стала придавать больше значения развитию отношений с Арменией и перестала рассматривать дислоцированную на территории армянского города Гюмри 102-ю российскую военную базу в качестве угрозы собственной безопасности.
Грузия также открыто заговорила о целесообразности перезапуска абхазского участка Транскавказской железнодорожной магистрали, связывающей Армению с Россией, что вызвало резкий протест Баку.
Сам Иванишвили, будучи премьер-министром, в ходе визита в Ереван даже отметил, что внешняя политика Армении, позволяющая ей поддерживать хорошие отношения и с НАТО, и с Россией, должна стать примером для Грузии.
Частичный пересмотр или корректировка внешнеполитического курса Тбилиси на усиление сотрудничества по линии «Север-Юг» — активизация отношений с Арменией, «перезагрузка» отношений с Россией – исходят из жизненно важных интересов самой Грузии.
Это позволит ослабить ее экономическую и, как следствие, политическую зависимость от Азербайджана и Турции, увеличить стратегическое значение республики в регионе, стать полноценным партнером не только для Анкары, Баку и Запада, но и для Москвы с Ереваном.
Поймать волну интеграции
Ведущий армянский эксперт по внешней политике Геворг Меликян считает, что проблемы в армяно-грузинских отношениях на фоне интеграции в разные экономические блоки могут возникнуть, но обе стороны будут стараться их решить.
«Сложности могут возникнуть, но их можно сгладить. Ереван и Тбилиси не заинтересованы в том, чтобы чинить друг другу препятствия», – подчеркнул эксперт в беседе с корреспондентом «Кавказской политики».
«Ереван и Тбилиси не заинтересованы в том, чтобы чинить друг другу препятствия» - эксперт
«Есть множество государств, в том числе состоящих в ЕС, с которыми Армения вполне активно сотрудничает, – подчеркнул Меликян. – Проблемы возникнут в отношениях при задействовании российской военной базы в Армении по каким-либо причинам. Будь то сирийский кризис или какие-то форс-мажоры на Северном Кавказе».
Российский политолог Сергей Маркедонов считает, что Ереван и Тбилиси всегда подстраивали интеграционные идеи под собственные интересы: «Этому не помешала даже «пятидневная война» (августа 2008 года). После нее Саакашвили получил орден от президента Армении Сержа Саргсяна, имели место взаимные визиты и прочее».
«То есть, несмотря на расхождения взглядов во внешней политике, сотрудничество между соседями оставалось на определенном уровне, так как есть экономические интересы, большая армянская община в Грузии. Все это поддерживает собственные резоны поверх всяких интеграционных проектов», – подытожил политолог.
«Несмотря на расхождения взглядов во внешней политике, сотрудничество между Арменией и Грузией оставалось» - политолог
По его словам, корректировка каких-то аспектов в отношениях между соседними республиками возможна: «Речь идет не в целом об отношении Евразийского союза к Армении или Грузии, а о российско-грузинско-армянском треугольнике или об отношениях Армения – Грузия – Запад. Вот в этих треугольниках Армения и Грузия могут сыграть друг для друга роль посредника или лоббиста», – заключил Сергей Маркедонов.