Сирийские войска усилили военные операции в захваченных боевиками окраинах второго по величине города страны – Алеппо.
Командование сирийской армии рассчитывает в ближайшие 10 дней завершить операцию по освобождению северной столицы страны от бандформирований. В ходе начавшегося в среду нового этапа спецоперации бойцы правительственных сил сумели уничтожить “десятки террористов и наемников”, ликвидированы их боевые транспортные средства с крупнокалиберными пулеметами.
Армейские спецподразделения преследуют отряды вооруженных оппозиционеров на улицах кварталов Мейсар, Нейраб, Сфейра, Шейх Саид и Бустан-эль-Каср, прилегающих к центру города, а также на северо-восточной окраине Алеппо – в районах Халяг и Ханнано. Жители оказывают содействие военнослужащим, помогая им обнаруживать укрытия и огневые позиции боевиков.
Мятеж в северной столице Сирии /355 км от Дамаска/ начался 20 июля. Сирийская армия взяла 9 августа под защиту западные, северо-западные и центральные районы города, где проживает большая община христиан и армян. В ходе ожесточенных боев была освобождена значительная часть южных и юго-восточных кварталов. На северных и восточных окраинах, однако, продолжают действовать боевики, которые проникли туда из пограничных с Турцией населенных пунктов.
Наступивший перелом в “битве за Алеппо” насторожил Анкару, которая опасается перемещения исламских экстремистов, входящих в бригаду “Таухид” так называемой Сирийской свободной армии /ССА/, на турецкую территорию. Агентство ЮПИ передало, что на границу с Сирией были направлены в минувшие сутки колонны бронетехники.
Ультиматум сирийскому лидеру прозвучал в среду в Каире из уст президента Египта Мухаммеда Мурси, который показал себя “новым хозяином” Лиги арабских государств /ЛАГ/. Лидер египетских братьев-мусульман жестко потребовал от Асада “внять урокам из недавней истории и поторопиться покинуть свой пост – пока не стало слишком поздно”.
Обращаясь к арабским министрам иностранных дел, он призвал их к энергичным шагам по прекращению трагедии в Сирии. “Мы несем ответственность за кровь сирийского народа, и мы не можем спокойно спать, когда она продолжает литься”, – сказал президент. По его словам, “следует усердно работать и найти быстрый выход из кризиса усилиями арабов и при поддержке мирового сообщества”. При этом Мурси дал понять, что намерен в ближайшее время задействовать также созданную на Исламском саммите в Мекке по его инициативе “региональную четверку” в составе Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Египта. “Мы соберемся очень скоро”, – сказал египетский лидер, не назвав при этом никаких сроков. “Для Сирии наступило время перемен, обратного хода нет, и это пора понять режиму”, – подчеркнул Мурси.
В Каир направляется Лахдар Брахими, вступивший в должность совместного спецпредставителя ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию. По словам алжирского дипломата, ситуация в Сирии, в первую очередь, в гуманитарной сфере, “ухудшается в геометрической прогрессии”. “Я, как и все члены моей команды, не пожалею усилий и буду работать с тем, чтобы привести сирийский народ к миру”, – заявил Брахими в своем кратком выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
Между тем, в рядах эмигрантской группировки Сирийский национальный совет /СНС/ по-прежнему наблюдается развал и шатания. Ее лидер Абдель Бассет Сейда пытается спасти положение, расширив рамки СНС за счет включения в нее других оппозиционных фракций. Однако эта политическая линия Сейды наталкивается на обструкцию со стороны “братьев-мусульман”, составляющих костяк СНС. Не лучше обстоят дела в вооруженном крыле оппозиции.
Газета “Аш-Шарк аль-Аусат” информирует о попытке упорядочить ее ряды, предпринятой французскими и турецкими советниками при одобрении США и арабских монархий, финансирующих и вооружающих “повстанцев”. Как заявил глава “Военного совета сирийской революции” генерал Мустафа аш-Шейх, отныне ССА будет переименована в “Сирийскую национальную армию”, перед которой поставлена задача предотвратить гражданскую войну и междоусобицу в стране. Ее командиром назван бригадный генерал Мухаммед Хусейн аль-Хадж. По признанию генерала аш-Шейха, под эгидой ССА стали действовать вооруженные милиции, с которыми “не по пути сирийским революционерам”.
Под воздействием кризиса в Сирии накалилась до предела обстановка в соседнем Ливане. Прозападная “Коалиция 14 марта” предприняла провокационный демарш, потребовав разместить на сирийско-ливанской границе контингенты “голубых касок” из состава Временных сил ООН в Ливане. Премьер- министр Наджиб Микати поспешил предупредить партийных лидеров от попыток заработать политические дивиденды на событиях в Сирии. “Мы все находимся в одной лодке, и если сирийская волна накроет нас, то все мы пойдем ко дну”, – сказал он, призвав политиков “к сплочению перед лицом бурлящего в регионе котла”.
Микати заявил, что все ливанские фракции “могут утонуть” в кровавом море насилия, выплескивающемся из Сирии. Он сказал: “Если кризис достигнет Ливана, в опасности окажутся все ливанцы. Пусть никто не думает, что он выиграет от того, что в опасности оказался его оппонент. Мы все в одной лодке, которая входит в воды свирепого шторма, потрясающего регион. И мы можем утонуть все вместе”.
Микати, однако, заявил, что ливанский нейтралитет в отношении Сирии имеет свои границы: “Я был вынужден вызвать сирийского посла и заявить официальный протест в связи с артиллерийскими обстрелами нашей территории. Мы воздерживались от вмешательства в сирийские дела, но мы не можем закрывать глаза на то, что непосредственно касается Ливана, на то, что кризис может быть импортирован в Ливан”.