Фото: rferl.orgНаходившийся больше года в азербайджанском плену армянский военнослужащий Акоп Инджигулян 2 октября вернулся в Ереван через третье государство. В ереванском аэропорту «Звартноц» его встречали родные, близкие и большое количество сопереживающих соотечественников. Инджигулян буквально вбежал в зал прилета и упал в объятия родителей.
 
После года и два месяца мучений (как он утверждает) в плену, он вернулся на родину транзитом через третье государство, будучи уверенным, что с ним «здесь ничего не случится». Более того, Акоп уверенно заявляет: «Я продолжу службу в армии. Мне еще 9 месяцев служить. А с Баку у меня свои счеты».

Жизнь в азербайджанском плену

Рядовой ВС Нагорного Карабаха Акоп Инджигулян попал в азербайджанский плен в августе 2013 года, когда во время боевого дежурства не смог сориентироваться на местности и пересек линию соприкосновения в зоне карабахского конфликта. В результате он оказался на контролируемой Азербайджаном территории. Это — официальная версия армянской стороны, но она идет вразрез с информацией Баку и тем, что говорил сам Инджигулян перед видеокамерами в Азербайджане.

Будучи в плену, Инджигулян дал несколько интервью азербайджанским СМИ, жалуясь на «тяжелые условия службы» в армянской армии. «Я перешел границу самовольно, так как во время службы в армии неоднократно испытывал неуважительное отношение ко мне. Были также случаи, когда меня избивали», – заявил Инджигулян, слова которого в Армении восприняли с пониманием.

«Он говорит так, поскольку находится в плену. Он подвергается насилию и вынужден говорить то, что нужно азербайджанской стороне. Он должен так говорить, в противном случае его ожидают пытки и смерть», – примерно так реагировали армянские официальные круги и общественность на интервью Инджигуляна из плена. В кадре он выглядел растерянным, говорил дрожащим голосом и часто оглядывался по сторонам, словно ожидая подсказок.

Подробности жизни в азербайджанском плену выдал после возвращения в Ереван сам Инджигулян. «Я давал интервью под давлением. Меня прямо сказали, что если я не буду говорить то, что они скажут, меня постигнет судьба «того пастуха» (скончавшегося в азербайджанском плену Манвела Сарибекяна). Меня подвергали пыткам, надо мной издевались и угрожали расстрелять. Сотрудники азербайджанских спецслужб давали указания, что говорить во время интервью и при встрече с представителями Красного Креста. Они сами диктовали содержание моих писем к родителям», – рассказал Инджигулян.

​«Меня подвергали пыткам, надо мной издевались и угрожали расстрелять» - Акоп Инджигулян

«Меня держали на военном объекте, где были также другие армянские пленные», – вспоминает он, не уточняя, о ком именно идет речь. В настоящее время Акоп чувствует себя нормально, но ему еще предстоит пройти медицинское обследование. С этой целью даже созвана специальная медицинская комиссия.

«Для меня нет третьего государства»

Для возвращения в Армению Инджигулян предпочел перевод в третье государство. «Я был вынужден сделать так. Это был единственный выход. В Азербайджане сказали, что если попытаюсь сбежать или пожелаю вернуться на родину, меня ожидает расстрел. Поэтому я предпочел переправку в третье государство», – пояснил он.

Ранее минобороны Армении официально обратилось в Международный Комитет Красного Креста с просьбой сообщить Инджигуляну, что случившееся не будет иметь для него правовых последствий. Армянская сторона также выразила готовность организовать с помощью комитета быстрое и безопасное возвращение военнослужащего, являющегося гражданином Армении, на родину. Однако, по информации азербайджанской стороны, Инджигулян отказался вернуться в Армению и пожелал, чтобы его отправили в третью страну, поэтому 26 августа был переправлен в Румынию.

​«В Азербайджане сказали, что если попытаюсь сбежать или вернуться на родину, меня ожидает расстрел» - Акоп Инджигулян

«Быть в плену — значит жить в режиме ограничений. В этом состоянии он может говорить многое, в частности, какие проблемы якобы есть в армянской армии. Это мечта вооруженных сил Азербайджана, которую они и реализуют. Наше желание заключается в том, чтобы Акоп безопасно вернулся на родину. Что бы ни показали азербайджанские ВС, мы уважаем Акопа как военнослужащего. После возвращения на родину в отношении Инджигуляна никакого правового преследования не будет. Наоборот, мы окажем ему психологическую поддержку, и он продолжит службу в армии», – заявил ранее министр обороны Армении Сейран Оганян.

Об этом Акоп смог узнать, только оказавшись в Румынии. «Я ознакомился со всеми публикациями и связался с моим родными. Я вернулся на родину, так как для меня нет третьего государства. Только Армения, только родина», – заявил Инджигулян, добавив, что возвращение на родину помогли организовать соответствующие международные структуры.

Оказался мудрее спецслужб

Возвращение Инджигуляна в Армению тразитом через третье государство в Ереване назвали «мудрым шагом» и «гражданским подвигом солдата».

«Понимаете, он оказался мудрее азербайджанских спецслужб и всей государственной пропаганды. Я считаю его шаг гражданским подвигом военнослужащего, поскольку если бы он потребовал вернуть его на родину, он бы умер там от какой-то болезни или якобы совершил бы самоубийство», – подчеркнул армянский политолог, ветеран карабахской войны Левон Мелик-Шахназарян.

​«Он оказался мудрее азербайджанских спецслужб и всей государственной пропаганды» - политолог об Акопе Инджигуляне

По его словам, решение Инджигуляна вернуться в Армению — прямое доказательство его доверия к стране. «Это значит, что он доверяет своему государству, его законам и властям с тем, что здесь его не накажут за то, что оказался в плену. А мы знаем, что все попавшие в плене азербайджанские военнослужащие до сих пор арестованы и осуждены на большие сроки в Азербайджане», – сказал Мелик-Шахназарян, выразив уверенность, что Акоп предпочел переправку в Европу «ради спасения своей жизни».

«Возвращение Инджигуляна просто уничтожает часто повторяемый со стороны [президента Азербайджана] Ильхама Алиева тезис о том, что армяне думают только о том, как бы сбежать из страны. Инджигулян уже был в Европе, государство заботилось о нем, проблем у него не было, но он оставил

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.