Президент США Барак Обама выступил перед американским народом с обращением, в котором заявил о предстоящих авиаударах по позициям исламских экстремистов в Сирии. О результатах политики США на Ближнем Востоке рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
- Соединённые Штаты и лично президент Обама на Ближнем Востоке провалили всё, что можно было провалить, проиграли войну с международным терроризмом. Довели Ирак до состояния абсолютной катастрофы и, безусловно, то же самое будет с Афганистаном.
То, что происходит на Ближнем и Среднем Востоке, с точки зрения американской политики есть провал по всем направлениям. Ливия превратилась в зону абсолютной анархии. Там был убит американский посол, захвачено террористами американское посольство. Ливия сегодня – это источник арсеналов, которые могут снести половину Африки.
Поддержка радикалов в Египте и Тунисе едва не завершилась коллапсом для этих стран. В Египте президент Мурси, которого так поддерживал Барак Обама, с его "Братьями мусульманами" был свергнут военными. На сегодня Египет ведёт тяжёлую контртеррористическую войну, при этом находясь в весьма прохладных отношениях с Соединёнными Штатами, а террористов поддерживает главный союзник Обамы – эмират Катар.
Саудовская Аравия поняла, что её предали – как впрочем, и Израиль – и в отношении Ирана, с которым Обама начинает заигрывать, и в отношении нарушения всех обязательств по безопасности. Израиль ещё находился под тяжелейшим международным давлением в ходе войны, когда Обама впервые за длительный период пошёл на его шантаж, запретив поставлять Израилю боеприпасы и авиационное топливо.
Башара Асада свергнуть не удалось, а те люди, на которых ставили Соединённые Штаты, оказались средневековыми фанатиками. "Исламское государство Ирака и Леванта" – основная креатура эмирата Катар - захватила треть Сирии и около 40% Ирака, оказавшись абсолютным средневековым зверьём.
То, что Обама не решается на сухопутную операцию, оставляет точечные, отдельно взятые бомбардировки единственным методом воздействия на ситуацию, говорит об абсолютном провале американской политики.
Наконец, Эрдоган стал президентом Турции, победив своих оппонентов, разгромив оппозицию в лице Фетулла Гюлена и его движение «Хикмет», за которым, по абсолютному убеждению турецкого лидера, стоят американцы.
Более того, диалог Обамы с Ираном, который, безусловно, остановит потенциальную военную операцию против этой страны, является тем переломным моментом, который даёт Ирану возможность получить атомное оружие, и он его получит. А это уже обрушивает всё движение нераспространения ядерного оружия за десятилетия после Второй мировой войны. Абсолютная катастрофа.
Америка сворачивает присутствие на Ближнем Востоке, провалив войну с террористами. Демократам важно перед ноябрьскими выборами в Конгресс отчитаться перед избирателями, чтобы Обама не выглядел аутсайдером, чтобы ему не припомнили геноцид христиан.
Обама будет предпринимать некие символические усилия, но это не будет полноценной войной с исламистами, потому что, если он их победит, то, например, свободный и независимый Курдистан будет протурецким, а Америка в этом не заинтересована.
Американский президент будет продолжать некоторую небольшую военизированную активность, направленную против исламистов, чтобы ему не сказали, что он ничего не делает. Американцы по-прежнему говорят о необходимости поддержать так называемую умеренную оппозицию в Сирии, которой практически не существует, а также о свержении Асада. Асада им необходимо свергнуть – им надо прокладывать трубу через Сирию на Турцию, чтобы были газ, нефть, что позволит минимизировать российское присутствие в Европе. Обама упирается в эти политические и экономические обстоятельства.