Европа активно продолжает искать возможности поставок газа в обход России, в этот раз ЕС обратился к Ирану, в отношении которого раньше США и ЕС ввели торговые санкции. О готовности Европы любой ценой найти альтернативу российскому газу, возрастающей роли Ирана на международной арене рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
- Европейцы твёрдо взяли курс на уменьшение поставок из России. Переговоры по газу с Ираном не связаны с Украиной – как и санкции в отношении России к Украине не имеют никакого отношения. Это стандартная попытка добить страну, которая, казалось, разваливается, оставаясь на карте только в качестве европейской бензоколонки. Но Россия разваливаться перестала, и претендует на то, что она не только бензоколонка, но имеет ещё и право голоса, и свои интересы. И в этом плане будет газ Европой браться из Ирана, Северного Курдистана, из каких угодно других мест – не важно, ЕС будет постоянно стремиться к энергетической независимости от России.
Оправдано ли стремление Европы к сотрудничеству по газу с Ираном? Это партнерство может быть не менее противоречивым, чем партнерство с Россией. Тем более, что усиление Ирана может подстегнуть разработки ядерного оружия в этой стране.
- Европа готова на всё. Ирана она не боится. Европе плевать на иранскую атомную бомбу, потому что Европу и американцев она не затрагивает. Она затрагивает иранских соседей, она затрагивает Саудовскую Аравию, Израиль, другие малые монархии. Иран не будет бомбить европейцев, как, впрочем, и мы бомбить не будем. И ЕС это тоже знает, и нас не боится, потому ведет себя так. А то, что эта политика приведёт к провалу режима нераспространения и к тому, что атомное оружие максимум через четверть века появится у добрых трёх десятков стран, европейцев не волнует.
Турция – территория, через которую пойдёт иранский газ в Европу. Для Турции при этом срыв «Южного потока» – хорошо. Тогда российский газ «Южного потока» тоже пойдёт в Европу через Турцию. Тут, куда ни кинь, Эрдоган в выигрыше. У него впереди ещё 10 лет власти. Так что все остальные соседи могут пойти и горько плакать в уголке.
Недавно Иран и Россия подписали Меморандум взаимопонимания. Но партнерство Ирана и Европы по газовому вопросу совсем не отвечает интересам нашей страны?
- Каждый думает о своих интересах. Иранский приоритет – в снятии санкций. Если российская дипломатия поможет Ирану снять санкции – замечательно. Если российское ухудшение отношение с Европой поможет Ирану снять санкции – так ещё лучше. В любом случае Иран выиграет.
Мы не можем ничем ни на чьи интересы надавить. Иран всё, что хочет, получит от нас в рамках нашего противостояния с Западом, а всё, что ему надо, продаст Западу в рамках противостояния Запада с нами. Забирать надо было Персию, когда давали в 1907 году по Лондонскому договору, вплоть до Шираза, Исфахана и Тегерана. Но мы же этого не сделали. Была же такая ситуация, когда Каспийское море должно было стать внутренним озером Российской Федерации. В 40-х годах был ещё шанс. По соответствующему договору 20-х мы туда вошли. А дальше всё.
Как скоро могут быть предприняты какие-то конкретные шаги для реализации поставок иранского газа в страны ЕС?
- Мы не знаем, когда может быть реализован проект поставок газа из Ирана в Европу. Это может быть решено в тот момент, как европейцы с американцами договорятся плюнуть на ядерную программу Ирана и дать ему возможность его развивать. Это может быть завтра. А технологически там ничего сложного нет – 2-3 года и всё будет построено.