Прежде чем говорить о миротворческих контингентах в зоне арцахско-азербайджанского конфликта, следует обратить внимание на 2 факта. Так, после последней трёхсторонней встречи в Сочи президент Армении Серж Саркисян чётко заявил, что подобный вопрос вообще не поднимался. Если у кого-то возникают сомнения в искренности заявления президента Армении, то тогда отсылаем сомневающихся к досочинскому заявлению от властей Арцаха-НКР о том, что Степанакерт исключает иностранные войска в зоне своей военной ответственности.

Теперь о самом вопросе. Как известно, в одном из пунктов так называемых “Мадридских принципов” нечто подобное прозрачно подразумевается. Но это – извините, документ для Армении и Азербайджана. Который в той или иной форме, но ещё должен быть одобрен Арцахом-НКР. По статусу МГ ОБСЕ, ни одна страна сопредседатель МГ ОБСЕ не может в одностороннем порядке формировать миротворческий контингент для зоны данного конфликта. Начиная с 2006-07 гг., единственной страной, открыто настаивавшей на направлении сюда неких “международных полицейских сил”, были США.

И я лично это неоднократно слышат от тогдашнего американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы, не считая и его “статейных” выступлений и заявлений на пресс-конференциях. Безусловно, некая дискуссия в кулуарах в те годы велась. Но, во-первых – сразу подчеркну, что она (дискуссия) “умерла” сразу же после событий августа 2008-го в Южной Осетии. Во-вторых, было известно, что американцы предлагали контингенты – либо из НАТО, либо из войск стран, пусть и входящих в НАТО, но “незаинтересованных” и не имевших отношение к конфликту. Трудно было согласиться, что если членом НАТО является Турция, допустим, или даже Венгрия – то это “незаинтересованные” страны, ибо Турция и блокадой, и наёмниками, и отставными офицерами в азербайджанских штабах участвовала в войне, ну а Венгрия более чем красноречиво повела себя в случае с топоро-убийцей Сафаровым.

Не меньше вопросов вызывало упоминание, например, Украины и Литвы, Норвегии и Финляндии, и т.д. Скандинавы за время своих “сопредседательств” зарекомендовали себя как проазербайджанские действующие лица – и недавние признания одного из шведских депутатов Европарламента в том, что он за мзду лоббировал Азербайджан в Европе по Арцахскому вопросу, наглядно доказали, что опасения армян в связи со скандинавами обоснованны. Украина и Литва не просто наёмниками воевали на стороне Азербайджана, но и активно служили транзитёрами всякого (в том числе и натовского) оружия на Апшерон, а украинцы ещё и систематически ремонтировали азербайджанскую военную технику. Понятно, что в 2006-07 гг. такие предложения США не находили одобрения у Армении и Арцаха-НКР.

 

За всё это время от России только пару раз звучали нечто схожее с предложением о направлении миротворческих контингентов. И тоже – в опосредованной форме. Логическим продолжением стало решение о формировании миротворческих контингентов в рамках блока ОДКБ СНГ. Однако же карты смешали, как уже упоминалось выше, события августа 2008-го в Южной Осетии. Дабы слишком глубоко не копать в турецкой “Кавказской платформе”, отметим лишь следующее: сутью предложений турок был формат 3+2+2, т.е. Грузия-Армения-Азербайджан+Турция-Россия+США-ЕС. В ответ в Анкаре осенью того же года русские предложили иной формат: 3+3+3, но без США и ЕС, однако с подключением Ирана и… Абхазии, Южной Осетии и Арцаха-НКР. И турки до июня 2009-го вроде бы были согласны, как компромисс, на подключение Ирана. Однако в конце июня 2009-го на турок оказали давление США и Израиль – и турки торпедировали весь данный процесс. Соответственно, был отложен “на полку” и вопрос о миротворческом контингенте ОДКБ. И, наконец, немаловажное. В июле посол Ирана в Армении Мохаммед Реиси уже, наверное, в 20-й раз за последние 3 года повторил – Иран не потерпит никакие иностранные войска на своих северных границах. Т.е. в зоне конфликта. Надо понимать, что реплика нынешнего американского сопредседателя Джеймса Уорлика, наряду с его “принципами”, о том, что якобы теперь война в Арцахе “больше не замороженная”, именно на то и направлена была, чтобы реанимировать разговор о “международных полицейских силах” в зоне конфликта.

Учитывая темпы и направления сближения России и Ирана в последние 3-4 месяца, мы вправе понимать, что позиция, отражённая в заявлении посла Реиси, не просто диктат Тегерана, но и результат согласования с Москвой. Иными словами, и возобновление войны в регионе, и возобновление болтовни о миротворческом контингенте в Арцахе сейчас выгодно только и только США.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.