Массовая политическая солидарность и массовая мобилизация всегда определялись сложным сочетанием солидарности/мобилизации во имя общих ценностей и во имя общих интересов. Но в последние годы Сеть уже наличествует в квартирах чаще чем зубная щетка, число выкладываемого в Сеть и часто ретранслируемого по ТВ снятого на телефон видео превзошло суммарное число чихов за то же время. А про словесные потоки говорить нечего. За один год материализуется, сохраняясь на серверах Сети, столько слов, сколько было написано за всю предыдущую письменную историю человечества. Умные и грамотные люди отмечают что ситуация не могла не измениться – и вполне проявился уже третий тип массовой политической солидарности – солидарность болельщицкая.
Тому, кто долго болел за какой-то клуб, знакома эта психология болельщиков. Приходят и уходят тренера, футболисты, президенты клуба, меняется форма, строится новый стадион вместо старого. Что же остается постоянным кроме названия? Мы, болельщики. Именно мы – основа существования клуба. Во-первых, мы платим за абонементы, за простые билеты на стадион, за майки, шарфы, шапочки и прочую атрибутику, что составляет немалую часть клубного бюджета. Во-вторых, мы своими криками на стадионе и своей энергетикой у экранов вдохновляем команду. В третьих – мы опускаем очно и заочно болельщиков соперника и вообще всячески дискредитируем «вражеский клуб».
Именно по такому типу во многом строятся теперь политические солидарность и мобилизация. Социальные сети окончательно создали виртуальные многомиллионные стадионы, где «нашим» важнее всего громче проорать большим числом глоток и переорать «ихних». Каждый кто ставит лайк и делает перепост очередному фото или видео считает себя важным участником конфликта по тому же принципу что и болельщики, орущие кричалки на стадионе.
С чего начался «матч», кто противник, что за турнир идет, какими будут последствия выигрыша или проигрыша, забитого или пропущенного гола? Мотивации просты, как в футболе – судьи продажные твари, «наши» должны выиграть и желательно с крупным счетом. Надо запастись пивом и попкорном, прочистить глотки и орать. Ну а если в реале кому-то башку пустой стеклотарой разобьет или сам разобьешь чужую башку – это только прибавит подлинности и соответственно азарта. Что есть еще в жизни такого, чтобы с одной стороны заводило не по-децки, с другой ты чувствовал себя нужным и важным, с третьей ты бы сразу нашел столько «своих» и столько врагов?
Все эти мобилизация и солидарность по типу болельщиков соседствуют с серьезностью политического конфликта, весомостью причин и огромной важностью последствий. Но почему одной стороне такая мобилизация выгодна, а другой – нет? У стороны А есть «машина войны» - спецслужбы, спецподразделения, армия, структуры военной мобилизации, суровые суды и трибуналы. Недостатки эффективности могут компенсироваться размерами. У стороны Б есть просто люди, которым не давали заиметь не то что «машину войны», но даже государство в виде трехколесного велосипеда и сейчас им что-то нужно создавать на скорую руку. Поэтому стороне А очень важно через виртуальный «стадион» и орду своих «болельщиков» перевести сторону Б в режим патриотизма «кричалок» и перепостов. Тогда как в действительности людям на стороне Б надо выйти из «стадиона» и срочно, как муравьи, лепить хотя бы на первое время из веточек, дощечек, болтиков и гаечек хоть какую-то государственную машину, способную как-то держать порядок внутри и удар извне.
При этом надо им понимать что никто в мире не заинтересован в появлении эффективно организованной и самостоятельной нации и в этой работе можно рассчитывать только на минимальную помощь со стороны.
Cсылка оригинала: https://www.facebook.com/karen.aghekian/posts/802436699790762
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать