Проникновение азербайджанской диверсионной группы в пограничный Карвачарский (Кельбаджарский) район Нагорного Карабаха и поднятый информационный ажиотаж вокруг него породили в военных, общественных и политических кругах Армении идею вооружения жителей пограничных с Азербайджаном сел. О том, что рассматривается вопрос вооружения жителей Карвачара, заявил на днях министр обороны Армении Сейран Оганян. Идею поддержали в Общественном совете Армении, "за" высказались некоторые политики, но ответил отказом президент Серж Саргсян.
Война диверсий
Диверсионные акты на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск в зоне карабахского конфликта и на границе между Арменией и Азербайджаном, особенно в слабо укрепленных местах пограничной линии, не новость. Это порождение незавершенной войны. Обусловлено оно напряженным антуражем в зоне конфликта и туманными перспективами его урегулирования. Вообще диверсионные акты, их трактовка (в патриотическом тоне) для внутренней аудитории, подкрепленная мощной информационной пропагандой, свидетельствуют о том, что стороны вместо урегулирования конфликта занимаются национальным строительством.
Вместо урегулирования карабахского конфликта Ереван и Баку занимаются национальным строительством
В этом вопросе раскручивание образа врага играет важную роль с точки зрения консолидации общества и перекашивания его внимания от «ненужных проблем».
Дело в том, что для возобновления войны в Карабахе необходим совсем иной расклад сил в прифронтовой зоне, огромные мобилизационные ресурсы, четкие военные расчеты, морально-психологическая подготовка общества, и главное - убежденность руководства (хотя бы на 80%) в том, что победа гарантирована. Такой убежденности и ресурсов нет, поэтому (и так как в ближайшей перспективе компромисс невозможен) идет информационная война, гонка вооружений и раскручивание спирали милитаристской риторики.
В целом сохраняющееся напряжение почти по всему периметру прифронтовой зоны в Карабахе, в определенных участках границы между Арменией и Азербайджаном, и активизация диверсионных действий свидетельствуют о том, что конфликт из стадии обстрелов на границе переходит в стадию все более активных диверсионно-разведывательных действий, сопровождаемых информационной пропагандой. Во всем этом заинтересованность Баку гораздо больше, чем Еревана, поскольку для него это чуть ли не единственный ресурс для давления на армянские стороны и демонстрации своего недовольства международному сообществу (прежде всего трем государствам-сопредседателям МГ ОБСЕ) положением дел в зоне карабахского конфликта.
Вооружить сельчан-комбатантов
В числе контрмер по обеспечению безопасности жителей пограничных армянских сил в случае попытки или проникновения азербайджанских диверсионных групп в Армении и Карабахе обсуждается вопрос вооружения местного населения.
На днях министр обороны Армении Сейран Оганян анонсировал возможность развития событий по этому сценарию. По его словам, командование Армии обороны Нагорного Карабаха обсуждает вопрос вооружения жителей (многие из которых являются комбатантами) Карвачарского района. Однако речь идет не о простой раздаче стрелкового оружия жителям, а о применении своеобразной «швейцарской модели» армии, когда все мужчины (начиная с 20 лет) являются военнослужащими, периодически проходят военную переподготовку и спят с оружием под кроватью вплоть до 50 лет.
В Армении готовят армию «швейцарской модели»?
«Многие жители Карвачарского района являются военнослужащими контрактной службы, и вопрос вооружения можно будет решить, разрешив им забирать с собой домой оружие», – сообщил глава армянского оборонного ведомства. Помимо этого, он рассказал о предпринимаемых мерах ВС Нагорного Карабаха по обеспечению безопасности жителей прифронтовой зоны. «На передовой линии, помимо прочих мероприятий, проводятся работы по минированию, чтобы исключить проникновение азербайджанских диверсионных групп», – сказал министр.
Идею вооружения населения пограничных сел подхватил и начал раскручивать Общественный совет Армении. Члены совета подняли вопрос также на встрече с президентом Сержем Саргсяном, на что он ответил отказом и указал на возможность контрактной службы.
Саргсян не видит необходимости в вооружении населения
«Со стороны Общественной палаты прозвучали также многочисленные предложения по вопросам укрепления и обеспечения безопасности приграничной зоны. Развернулось активное обсуждение, в частности, по вопросу вооружения населения приграничных сел, против которого высказался президент и обстоятельно представил уже имеющиеся сегодня все те возможности, которые созданы в вооруженных силах для жителей приграничных сел, которые в состоянии держать оружие», – говорится в сообщении пресс-службы президента.
Вооружением сельчан не предотвратить диверсии
Военные эксперты сходятся во мнении, что вооружение сельчан – весьма неэффективный способ обеспечения их безопасности от диверсантов. Как правило, диверсионные группы ставят перед собой задачу не расстреливать жителей приграничных сел, а проворачивать более масштабные операции, например, отравление пограничного водохранилища и пр. Именно поэтому вместо раздачи оружия населению необходимо эффективно контролировать линию соприкосновения, залатать “дыры” на границе и защищать приграничные стратегические объекты.
Надо не раздавать оружие, а эффективно контролировать линию соприкосновения
Замдиректора Института Кавказа, эксперт по вопросам безопасности Сергей Минасян считает вооружение населения сел неэффективным способом обеспечения безопасности населения от диверсий. “Это весьма неэффективный способ. Вооружение населения преследует цель не столько решить проблему с диверсантами, сколько облегчать и ускорять мобилизацию местного населения в случае резкого возрастания военной угрозы”, - подчеркнул эксперт, добавив, что вооружение населения не имеет никакого отношения к предотвращению проникновения диверсантов. “Для того, чтобы предотвратить диверсии, надо просто-напросто увеличить патрулирование линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и, что немаловажно, границы между Арменией и Азербайджаном”, – сказал Минасян в беседе с корреспондентом “Кавказской политики”, между тем заметив, что вооружение местного населения никоим образом не повысит его “иммунитет” от диверсионного проникновения.
“Честно говоря, я сомневаюсь, что у населения Карвачарского района, большая часть которого беженцы из Шаумяновского и других районов Нагорного Карабаха, нет оружия. Помимо этого, предотвращение диверсий требует специальной подготовки и проведения профилактических мер, которые абсолютно не являются функцией местного населения. Это работа, за которую ответственны министерство обороны, служба национальной безопасности и полиция. Соответственно, пытаться переложить часть этих функций на местное население – не совсем эффективно”, – заключил Сергей Минасян.