Историк и исследователь Саид Четиноглу, который является автором многочисленных проармянских исследований и книги, в своей новой статье рассказал о том отрезке времени, который следовал за депортацией армян.
Четиноглу отметил, что после окончания войны государство делало все, чтобы армяне не смогли вернуться: перед теми, кто желал вернуться, возводились непреодолимые преграды.
«Многое написано о том, как армяне были депортированы из своей родины во время геноцида. Некоторые из них смогли остаться и вырваться из когтей смерти. Все, что мы сегодня знаем об осуществлении Геноцида, мы знаем из рассказов переживших его людей», — написал он.
Четиноглу отмечает, что, естественно, после окончания войны армяне захотели бы вернуться на свою родину.
«Все знают, что армяне были очень связаны со своей родиной. Если оставить в стороне литературу об их этнической и исторической жизни, то останется еще огромный пласт литературы, где армяне с тоской говорят даже о цветке или насекомом самых необитаемых районов», — пишет он.
По словам Четиноглу, исследованием данной литературы можно написать историю Анатолии. История даже самых отдаленных уголков Анатолии погребена в этой широкой литературе.
Четиноглу рассказывает, что турецкое правительство опубликовало указ о переживших геноцид армянах и отправило его во все пограничные посты и военные командования. Указ состоит из 11 статей.
«Эти статьи были так написаны, что въезд армян остался на совести приграничных чиновников. Статьи были тяжелы, однако среди них была одна, которая просто вызывала смех. Согласно данной статье, въезд был разрешен только тем армянам, которые с собой имели столько еды, что хватило бы до времени нового урожая.
Каким образом, эти бедные люди, которые, оставив все свое имущество, были депортированы и отправлены в путь смерти, которые были полуголодные и мучались от жажды, могли по возвращении иметь достаточное количество еды? Особенно, если учесть то, что они не знали, какие условия их ожидают в случае возвращения», — пишет автор статьи.
Он отмечает, что, несмотря на это, нашлись армяне, которым удалось вернуться. «И что же случилось после этого? В этот раз правительство Анкары запретило всем армянам, а потом и другим нацменьшинствам свободно путешествовать и перемещаться».
Таким образом, армяне и нацменьшинства должны были оставаться там, где они были и не могли переехать куда-либо.
Четиноглу нашел огромное количество свидетельствующих об этом документов, в некоторых из которых содержатся фактические данные.