На встрече представителей более 30 государств в Тегеране Иран предложил создать еще одну международную группу по урегулированию кризиса в Сирии. На фоне патовой ситуации в этой стране Иран рассчитывает поддержать своего главного союзника – режим Башара Асада.
9 августа в Тегеране состоялось консультативная встреча представителей более 30 стран, в том числе России, Китая, Индии, Бразилии и Пакистана, посвященная сирийскому кризису. “Три основные идеи, которые обсуждались сегодня на встрече в Тегеране, были прекращение кровопролития, инициирование национального диалога и поиск приемлемых решений для урегулирования ситуации в Сирийской арабской республике”, – заявил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи на итоговой пресс-конференции.
По итогам встречи Иран предложил создать контактную группу, в которую бы вошли нейтральные государства для того, чтобы найти способ и привлечь противоборствующие стороны в Сирии к диалогу и взаимодействию. “Теперь мы ждем решения стран, которые готовы войти в эту группу”, – заявил Салехи.
Предложение Ирана прозвучало на фоне сообщений, что правительственные сирийские войска одержали победу в битве за Алеппо – экономической столице Сирии, от контроля за которой во многом зависел исход 18-месячного противостояния режима Башара Асада и оппозиции. По мнению лондонской The Guardian, восстановление полного контроля регулярной армией над Алеппо “являет собой значительное событие в развитии внутренней ситуации” в Сирии.
Иными словами, Свободной Сирийской Армии вновь не удалось одержать победу и создать на территории Сирии свой анклав, расположенный в 50 километрах от границы с Турцией. Однако ясно – повстанцы, опираясь на поддержку Запада, продолжат вооруженную борьбу. Отмашка на это поступила из США.
“Президент Обама дал прямую команду ЦРУ поддержать сирийскую оппозицию. А это – грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства, которое никоим образом не угрожает ни Соединенным Штатам, ни кому-нибудь еще. Саудовская Аравия и Катар финансируют боевиков. Турция оказывает им активную поддержку” – отметил в этой связи с интервью “Российской газете” академик Евгений Примаков.
В этих условиях дают сбой усилия по дипломатическому урегулированию конфликта. Подал в отставку спецпредставитель ООН по Сирии Кофи Аннан, нет ясности, продолжат ли наблюдатели ООН свою миссию в Сирии. А они – единственный независимый источник информации о положении в стране.
Не проходит и силовой вариант смещения Башара Асада на основе резолюции Совбеза ООН по ливийской схеме. Россия и КНР трижды блокировали эти инициативы западных стран.
На этом фоне Иран начал активные дипломатически маневры на сирийском направлении. Представители Тегерана на прошлой неделе посетили Турцию и Дамаск. На этой неделе президент Ирана Махмуд Ахмадинежад посетил представительный саммит Организации исламского единства в Саудовской Аравии, где сирийская тема стала в числе главных. Наконец, в прошлый четверг Тегеран выдвинул идею создания нового дипломатического трека для урегулирования ситуации в Сирии.
Иран активно вовлечен в сирийский конфликт. Помимо моральной и материальной поддержки Сирии, Тегеран, судя по всему, помогает и добровольцами. Иначе трудно объяснить то, что среди захваченных на днях Сирийской Свободной Армией 80 иранских паломников оказались отставники из Корпуса стражей иранской революции – главной силовой структуры Ирана.
Дамаск – главный и единственный союзник Ирана в регионе, да и в мире. Падение режима Асада существенно сокращает влияние Тегерана на Ближнем Востоке. И в этом реальные причины сирийского кризиса.
На это указывает и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер: “В случае Сирии мы оказались загнаны в угол потому, что стратегически заинтересованы в разрыве альянса между кланом Асада и Ираном, хотя и не желаем признавать эту заинтересованность”, – пишет он на страницах The Washington Post.
Из этого вытекает и крайне резкая реакция Вашингтона на дипломатические инициативы Тегерана. “Трудно представить, что страна может прикладывать столько усилий, чтобы сохранить Башара Асада у власти, помогать ему продолжать осуществлять репрессии против народа Сирии. Трудно описать, насколько деструктивными могут быть действия Ирана по урегулированию конфликта”, – сказал представитель Госдепартамента Патрик Вентрелл.
Маловероятно, что иранская инициатива получит признание. Помимо явных оппонентов, есть механизм министерских встреч по Сирии, а также признанная площадка ООН. Однако очевидно, что Иран, начиная дипломатическое наступление на сирийском направлении, пытается выйти из международной изоляции, возникшей в связи с проблемой “иранского ядерного досье”.
С другой стороны, попытки посредничества в сирийском конфликте все больше напоминают о необходимости консолидации населения Ирана в период нынешних экономических трудностей и все нарастающих угроз решить проблемы иранского атома силовым путем.
Источник: Armenia Today