Президент одной из крупнейших российских государственных компаний "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин, помимо своих прямых должностных обязанностей, довольно активно занимается также общественной деятельностью, являясь одним из сопредседателей ассоциации "Франко-российский диалог" и возглавляя международный общественный форум "Диалог цивилизаций". Владимир Иванович увлекается также политологией. Недавно вышла в свет написанная им в соавторстве книга "Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью". Глава РЖД выступает в защиту традиционных ценностей - семьи, веры и Родины, и говорит о возможном упадке Запада, порицая его распущенные нравы. Глава РЖД активно поддерживает интеграционные процессы на пространстве СНГ и выступает за формирование Евразийского экономического союза. О вопросах, касающихся судьбы Украины, дальнейшего развития геополитического конфликта интересов, а также способности России стать экономическим и цивилизационным центром притяжения для стран СНГ корреспондент ИА REGNUM побеседовал с Владимиром Якуниным на полях организованной международной организацией "Youth time" летней школы в итальянском городе Сиена.
ИА REGNUM: Владимир Иванович, вы возглавляете международный форум "Диалог цивилизаций" и ведете активную общественную деятельность. Украинский кризис демонстрирует, что столкновение интересов России и Запада лишь углубляет брешь между цивилизациями. Как же добиться диалога в таких условиях?
Все-таки в мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций" мы исходим из того, что единственной приемлемой парадигмой дальнейшего человеческого развития является диалог, вместо парадигмы столкновения. Приведенный вами пример очень сложен и показывает, как хрупко социальное, общественное сознание. При наличии мощной пропагандистской машины, оно подавляется и разрушается.
Посмотрите, Украина продиралась через сложности своего советского существования на тех же основах, на которых строилась в советский период времени. При этом в советской эпохе было принято не обсуждать наличие серьезных противоречий между населением западной Украины и населением ее центральной и восточной части. Последние бандформирования, так называемые организации освобождения Украины, были подавлены в 1964 году. То есть, спустя 19 лет после окончания Великой Отечественной войны... Вдумайтесь! Эти сантименты жили в этом обществе. Они затихли... Я помню, мальчишкой ездил лечиться в западную Украину (так получилось), и настороженность или негативные проявления в отношении русских тогда присутствовали в некоторой части этого общества.
К сожалению, в период СССР, вместо последовательной работы по устранению источников этого противоречия, делалась попытка замалчивать некоторые факты. В результате это нарыв набухал и взорвался. Цивилизационно, это все такие разные системы ценностей. Именно эти цивилизационные противоречия привели к столкновению, которого мы хотели избежать. Речь идет не о столкновении интересов России и Украины. Думаю, если объективно смотреть на ситуацию, то скорее нужно говорить о единстве российских и украинских интересов. Наши экономики настолько интегрированы, что разрыв приведет к коллапсу украинской экономики и создаст проблемы для экономики России. Наши исторические корни едины, как цивилизация, мы единый народ.
ИА REGNUM: Столкновения обусловлены только внутренними причинами, или сыграли немаловажную роль также внешние импульсы?
То, что мы наблюдаем сейчас (на Украине), это мощные внешние импульсы, которые сконцентрировали негативные силы внутри украинского общества, используя реально негативные результаты правления определенной политической группы во главе с Виктором Януковичем. Под воздействием указанных импульсов удалось возросшую агрессивность направить против России, сформировав образ врага в виде РФ. На самом деле, то, что будет происходить дальше, сулит мало хорошего для Украины. Украина это ведь не Польша. Коль скоро есть цивилизационный разрыв внутри одного общества, наивно рассчитывать на то, что это все само собой успокоится. Главное сегодня не допустить настоящей гражданской войны, которая по сути уже началась. Однако если так дело пойдет, она продолжится и охватит более крупные масштабы. Расчеты на то, что, как говорил Остап Бендер - "Запад нам поможет", не реалистичны. Американцы пропагандируют, что выделили $47 млн на закупку сухих пайков для (украинских) военных. По сравнению с реальными потребностями Украины, это даже не пенни. Зато идет буффонада, что США помогают. Бессмыслица полная.
Что касается Европы, то и она не будет содержать на своем горбу украинцев, их экономику, которая нуждается в модернизации, развитии и пр. Сколько людей должны еще умереть? Нам в России все эти ломки перестроечные, по оценке некоторых экспертов, стоили 20 млн жизней: это ранняя смертность, не рождённые дети и так далее. Печально, что западные демократические режимы находятся в угаре противодействия, но непонятно чему! Что, Россия пошла на Европу, она пытается захватить какие-то европейские территории? Чему противодействовать? Противодействовать России, как державе, как обществу, восстановлению ее политического и экономического потенциала? Зачем? Разговоры о том, что вот Россия "оттяпала" Крым? Ну, хорошо, послушайте, почему в общем контексте не рассматриваются происходящие события. Крым всегда был российской территорией. Его при СССР взяли и отдали (Украине). Ну ладно, тогда что сделать с волеизъявлением, когда 96% населения Крыма заявило, что желает присоединиться к России?
ИА REGNUM: На фоне протекающих процессов интеграции на постсоветском пространстве, как вы думаете, насколько Россия в ценностном плане выработала те универсальные и приемлемые для стран этого пространства смыслы, чтобы стать не только экономическим, но и цивилизационным каркасом протяжения?
Россия, как и США, совершенно очевидно, проводит политику создания экономических общностей, союзов, усиливающих глобальную конкурентоспособность. Россия находится в мейнстриме этих процессов, создав экономический союз с Казахстаном и Белоруссией. Что касается того, насколько Россия на сегодняшний день готова цивилизационно принять мигрантов, насколько она выработала в своевременных условиях собственные новые представления о своих ценностных основах, то здесь предстоит еще очень большая работа.
До этого, к сожалению, происходила работа от противного, когда отрицалось все, что было на предыдущем этапе. Это идеологическая мифологема доминировала достаточно продолжительное время. В настоящее время, президент Владимир Путин совершенно четко сформулировал некоторые постулаты о том, что нельзя уравнивать зло и добро - это разные категории. Нельзя забывать о своей цивилизационной идентичности. Это означает, что процесс формирования новой ценностной платформы на основе исторически выработанных ориентиров, а также с учетом цивилизационного развития, уже происходит в России. На это потребуется время и поколения, чтобы сказать, что в России есть целостная ценностная картина, которую она предъявляет внутри и во вне.
ИА REGNUM: Россия не опаздывает с этим?
На мой взгляд, это работа должна была вестись первоначально иначе, чем она велась, но история не терпит сослагательного наклонения. Поэтому уже хорошо, что этот процесс начался. Теперь необходимо очень много работать в этом направлении.
ИА REGNUM: Если не удастся найти с Западом общий язык, чего тогда делать России? Уходить в себя, поворачивать на Восток, разворачивать трубопроводы?
Опасность значительно выше. Мы сегодня находимся на пересечении дорог по выработке, по сути, новой парадигмы человеческого развития. Неолиберальная парадигма, которая доминировала в последние 40 лет, показала свою несостоятельность. Это описательная теория, которая не является всеобъемлющей парадигмой, отвечающей на все вопросы современного развития. Противоречия на этом пересечении дорог, к сожалению, исторически возвращались в виде войн - Первая мировая и Вторая мировая. Мы находимся все-таки в мире, в котором доминирует представление недопустимости, нетерпимости Третьей мировой войны. Дай Бог, чтобы этого не случилось.
Мелкие вооруженные конфликты, на самом деле не такие малозначительны и весьма опасны. Они продиктованы стремлением, я говорю как политолог, реализации администрацией США и стоящий за ней глобальной олигархии парадигмы мирового доминирования и подавления. Это иллюзия, надеюсь, что они сами это понимают и пытаются найти какие-то выходы. В связи с этим я исхожу из того, что на сегодняшний день диалог - единственная программа, которая может быть реализована. Должно быть найдено согласие между Россией и Западным миром, между центрами развития, к которым относятся Китай, страны Латинской Америки, Тихоокеанского и Азиатского регионов. С этой точки зрения, если Европа, даже сопротивляясь, не желая этого, вынуждена под давлением США принимать меры, которые экономически и социально для нее самой вредны, это показывает степень зависимости Европы от Соединенных Штатов. В этих условиях тенденция формирования новых центров экономического развития и политического влияния, к которым, прежде всего, относятся Китай, страны Тихоокеанского региона, подсказывают необходимость усиления этого вектора российской политики, что и собственно сегодня мы наблюдаем.
В мире необходимо укрепление связей для того, чтобы, прежде всего, обеспечивать свою безопасность и повысить конкурентоспособность своей экономики. Думаю, что эта тенденция совершенно объективна, но считаю неправильным говорить о том, что Москва закрывает окно возможностей на Западе, так как мы обиделись и ущемлены. Да, мы обиделись, да ущемлены, но в интересах России продолжать этот диалог, и продолжать проводить линию, альтернативную подавлению и доминированию, которую настойчиво предлагают США.
ИА REGNUM: Ряд международных структур на фоне украинского кризиса и санкций Запада в отношении России прогнозирует снижение темпов экономического развития РФ. Некоторые из этих структур говорят о том, что российская экономика уже находится в рецессии. Чисто с экономической точки зрения, является ли для России посильной ноша евразийской интеграции в складывающихся условиях?
В своей научной деятельности я отношусь к группе экспертов, которая считает, что неолиберальная политика провалилась, как в мире, так и у нас. В связи с этим необходима новая парадигма и концентрация усилий на развитие реального сектора российской экономики. Необходимо не на словах, а на деле провести диверсификацию экономики, так как без развития реального сектора идти вперед невозможно. В этом плане потребности развития России настолько огромны, что предоставляют возможность многим другим странам принять участие в этом процессе. Этой теме посвящена мегапрограмма "Пояс развития", которая докладывалась мною на президиуме Академии наук Российской Федерации и получила поддержку. Смысл ее заключается в необходимости представления проекта, который бы позволил сконцентрироваться и привлечь ресурсы не только самой России и ее частного бизнеса, но и всех заинтересованных стран. К этому ряду стран могут относиться и европейские государства.
Программа "Пояс развития" включает в себя все виды инфраструктур - железнодорожные, автомобильные, энергетические и новейшие научно-исследовательские. Это также инфраструктура образования и новых городов современного типа. Она позволяет говорить о формировании протяженного экономического кластера, в создании и развитии которого могут участвовать международные инвестиционные фонды, государства и частные предприниматели. В целом, все это направлено на развитие не только российской экономики, а также экономики и политики на евро-азиатском пространстве в целом.